Доступный транспорт для жителей области: дешевле или безопаснее?

30 Марта 2010
Нужны ли электрички в отдалённых районах Ленинградской области? Пока «да» говорят только пассажиры, для которых районные центры стали еще дальше. 1 апреля исполнится ровно год с тех пор, как железная дорога и областной Комитет по транспорту спорят из-за убыточных маршрутов. С пассажирами согласны и эксперты. «Закрытие направления – это уничтожение инфраструктуры со всеми вытекающими последствиями. Во-первых, на её восстановление потребуется в два раза больше средств. Во-вторых, ликвидируются рабочие места, нет возможности развития местных предприятий», - отмечает Владимир Фёдоров, сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт».
Пока что вместо почти полусотни поездов ходят автобусы, увеличив время в пути: автомобильные дороги не дублируют железнодорожные пути. К тому же нельзя обойти вниманием и вопрос безопасности перевозок. На увеличившуюся аварийность в Выборгском районе уже обратила внимание прокуратура. За последний месяц в ДТП с автобусами здесь погибли 7 и пострадал 31 человек, в том числе и на маршрутах, которые пустили взамен электричек. Один из примеров – столкновение автобуса № 145 и лесовоза. Этот маршрут как раз соединяет Выборг и поселок Вещево вместо поезда. Тогда были госпитализированы пять человек.
При этом в самой области есть наглядные примеры решения проблемы перевозок на убыточных направлениях. В октябре прошлого года на линии Петербург-Сланцы-Гдов запустили новый дизель-электропоезд: более экономичный и рассчитанный именно на маршруты с низким пассажиропотоком. Это сразу позволило существенной уменьшить расходы на обслуживание линии. В Прибалтике, например, такие маршруты составляют значительную часть перевозок. Там не стали отказываться от испытанных дизелей, а просто сократили количество вагонов в составе. А в Выборгском районе дизель-поезда, наоборот, сняли с работы, причем еще до окончания эксплуатационного срока. И теперь составы на 3-4 вагона возит грузовой тепловоз, рассчитанный на 70-80 вагонов. Отсюда и убытки.
По оценке специалистов, закрытие маршрутов может серьезно сказаться на экономике Ленинградской области в целом. С одной стороны, железная дорога обеспечивает рабочие места и налоги в бюджет. С другой – этот вид сообщения, как правило, тесно взаимодействует с объектами производствами, обеспечивает связь между жилыми и промышленными районами. Как прокомментировал Владимир Фёдоров: «Сокращение доходов от пассажиропотока попытаются компенсировать за счет грузовых перевозок. И тогда железная дорога станет окончательно нерентабельной по сравнению с автотранспортом. Пути закроют, а машины с тяжелыми грузами будут разбивать дороги Ленобласти. Это в свою очередь всё равно требует бюджет области раскошелится, либо, ограничить проезд грузового транспорта, закрыть карьеры и опять же лишиться налогов и рабочих мест».
Однако экономические взаимосвязи региона остались за рамками спора власти и железной дороги. Обе стороны заняли жесткую позицию. «СЗППК» настаивает на финансировании направлений с малым пассажиропотоком из бюджета Ленинградской области. Региональное транспортное ведомство отказалось обсуждать такие расходы. В итоге жители остались без качественной транспортной связи.
Парадокс противостояния Комитета по транспорту и «СЗППК» в том, что глава областного ведомства сам долго время работал с железной дорогой. Леонид Теребнёв заведовал отделом железнодорожного транспорта в правительстве Московской области, был руководителем отдела по работе с органами власти ОАО «РЖД». Такой опыт, несомненно, должен был подсказать наиболее уязвимые места, где требуется не конфликт, а компромисс власти и бизнеса.
Сейчас проблема рассматривается на уровне судебных разбирательств. Хотя, очевидно, требуется кооперация бизнеса и власти для обновления подвижного состава на маломощных направлениях. Это позволило бы снизить издержки для железной дороги, и израсходовать те средства, которые сейчас требуются для компенсации убытков, на закупку новых поездов конкретно под определённые маршруты.

Анастасия Зайцева 8911-930-23-30
ООО "ПБТИ"
ООО "ПБТИ"
(8 812) 710-54-91,
pbti@mail.ru