Мониторинг транспорта, контроль транспорта

29 Марта 2010
Спутниковый мониторинг транспорта — система управления и контроля транспорта, основанная на работе спутниковой навигации, технологиях пакетной передачи данных сотовой связи(GPRS), вычислительной техники и цифровых карт. Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и для контроля транспорта.

Следует различать GPS-мониторинг транспорта с использованием американских спутников NAVSTAR и ГЛОНАСС-мониторинг транспорта с использованием российских спутников ГЛОНАСС. В настоящее время набирает популярность и активно продвигается направление ГЛОНАСС-мониторинга транспорта, работа которого основана на базе российских спутников. Принят ряд законодательных актов, продвигающих систему ГЛОНАСС.

Система спутникового мониторинга транспорта включает в себя следующие компоненты:

-Транспортное средство, оборудованное GPS/ГЛОНАСС трекером, который получает данные от спутников и передаёт их на сервер мониторинга посредством GSM связи. Также используются контроллеры, которые накапливают данные во внутренней памяти устройства. Затем эти данные переносятся на север по проводным каналам, либо беспроводными через Bluetooth или Wi-Fi.

-Сервер с программным обеспечением для приёма, хранения, обработки и анализа данных полученных с GPS/ГЛОНАСС трекера.

-Компьютер пользователя, осуществляющего самостоятельно мониторинг своего транспорта.

Для получения более подробной информации на транспортное средство устанавливаются дополнительные датчики, например:

-датчик расхода топлива,

-датчик нагрузки на оси ТС,

-датчик уровня топлива в баке,

-датчик открывания двери или капота,

-датчик температуры в холодильной установке,

-данные о работе или простое механизмов (погрузчики, бетономешалки, краны и пр.),

-тревожная кнопка,

Большинство современных GPS/ГЛОНАСС -трекеров имеет довольно схожие функциональные возможности: принимать данные от спутников, считывать показания датчиков и передавать их на сервер обработки данных. Поэтому самым существенным различием среди многих систем спутникового мониторинга представленных на рынке является функциональность серверного и клиентского программного обеспечения, возможность разносторонне обрабатывать данные, формировать отчёты, удобство в пользовании и, конечно, стоимость самого оборудования, его установки и обслуживания.
Система cпутникового мониторинга транспорта показывает пользователю следующую информацию:

-Направление и скорость движения транспортного средства, показания датчиков и других приборов в реальном времени.

-Контроль статистики использования транспортного средства, включая пройденный километраж, реальный расхода топлива, скорости движения, время работы(простоя) механизмов.

-Контроль соответствия фактического маршрута запланированному, что позволяет значительно повысить дисциплину водителей, избежать нецелевое использование автотранспорта, подкручивания штатного одометра. Контроль показателей датчиков топлива позволяет избежать случаев слива ГСМ. Контроль прохождения заданных геозон позволяет контролировать нахождение транспортного средства в заданных заказчиком времени и месте.

-Безопасность: достоверная информация в реальном времени о местоположении автотранспорта позволяет быстро найти угнанное либо попавшее в беду транспортное средство. Автомобили специального назначения, такси могут оборудоваться скрытой кнопкой, которая при нажатии отсылает тревожный сигнал в диспетчерский центр. Кроме этого, некоторые трекеры спутникового мониторинга могут работать в режиме GSM-сигнализации, то есть сообщать на сервер мониторинга информацию в случае срабатывания штатной сигнализации.

Типичная система GPS-мониторинга состоит из трёх звеньев: трекеров, устанавливаемых на автомобили, сервера и клиентских рабочих мест. В отличие от клиентских рабочих мест, сервер должен быть всегда включён, так как именно на нём накапливаются и хранятся данные с трекеров. Также важным является поддержание целостности информации и ее своевременное резервирование для поддержания актуальной информации об объектах мониторинга.

Самые первые системы мониторинга автотранспорта были офф-лайн, то есть не позволяли осуществлять мониторинг в реальном времени. GPS-трекер записывал все данные в память и передавал их на сервер по прибытии транспортного средства на базу через проводной или беспроводной интерфейс. Такая схема позволяла контролировать транспортное средство и его маршрут только постфактум и не способна помочь в случае непредвиденных обстоятельств.

В более поздних моделях для связи между GPS-трекерами и сервером использовались SMS либо механизм CSD. На сервер устанавливался один или несколько модулей сотовой связи, позволяющие принимать SMS или звонки с данными. Подобные системы отличались огромными платежами за мобильную связь и очень большим периодом времени между измерениями координат. С массовым распространением мобильного интернета эти системы практически вымерли.

В следующем поколении трекеров в качестве канала передачи стали использовать GPRS, что позволило на порядок снизить расходы на мобильную связь и резко улучшить точность прорисовки маршрутов. Сервер размещается у компании-поставщика, его мощности делятся между многими клиентами, а защищённый доступ к данным осуществляется через веб-страницу с любого компьютера, подключенного к интернету. Так как один сервер способен работать одновременно с сотнями трекеров, резко снижается стоимость внедрения и обслуживания системы. Одновременно возрастает надёжность хранения и доступность данных, так как компании-операторы способны содержать многократно резервированное качественное серверное оборудование и штат технических специалистов для его круглосуточного обслуживания.

На сегодняшний день, мониторинг автотранспорта – это, пожалуй, самый эффективный инструмент управления автопарком, позволяющий решить проблемы диспетчеризации, контроля транспорта и анализа работы водителей.
Руслан
ООО "Нави-Транс"
123103 г. Москва ул. Паршина 4 +7 (495) 773-67-74 ,
ruslan@navi-trans.ru
Мониторинг транспорта, контроль транспорта