Реализована поддержка Пробковоротом данных OpenStreetMap

27 Ноября 2009
С 23 ноября 2009 года популярная информационная система обмена информацией о состоянии дорожного трафика "Пробковорот" (http://www.pocketgis.biz/forum/viewforum.php?f=13) выходит на новый уровень предоставления данных о дорожном движении: впервые в России (а возможно и в мире) реализована возможность прокладывать маршруты для проезда на автомобиле с учетом информации о загруженности дорог на основе свободно доступных данных о местности "OpenStreetMap" (http://www.openstreetmap.org/), всемирного проекта, в котором любой пользователь может самостоятельно добавлять или уточнять сведения об объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, зданиях и строениях, точках интересов (POI), а так же любые другие данные, используемые в навигационных системах и не только.

Начиная с версии 0.92, программа PocketGis поддерживает предоставление сервиса Пробковорот для карт OpenStreetMap, свободно доступных на основе лицензии "Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0"(http://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/). Работы по реализации этого сервиса начались более года назад, когда в форуме PocketGis был сформирован специальный раздел http://www.pocketgis.biz/forum/viewforum.php?f=45, объединивший усилия группы единомышленников по выверке, доработке и актуализации пространственных данных OpenStreetMap преимущественно в Московском регионе. Летом этого года на web-сервере проекта PocketGis был запущен сервис на базе багтрекера "Mantis" (http://www.pocketgis.biz/mantis/) (системы управления задачами), позволяющий любому новичку сообщать о выявляемых несоответствиях данных OpenStreetMap текущему состоянию местности, для того, чтобы требуемые изменения квалифицировано вносили более опытные участники проекта OpenStreetMap. Всего за несколько месяцев регулярные публикации данных OpenStreetMap для различных регионов в формате PocketGis совместно с предоставляемой багтрекером "Mantis" возможностями в реальном времени обмениваться информацией о неточностях и отслеживать ход внесения исправлений, послужили стимулом значительного повышения активности участников в области актуализации данных, итогом которого за считанные месяцы стало вполне сопоставимое с некоторыми коммерческими проектами качество предлагаемых маршрутов по Московскому региону.

Накопленная в Пробковороте за несколько лет эксплуатации этого сервиса статистическая информация о динамике дорожного движения используется как дополнение к собираемым в реальном времени в режиме "он-лайн" данным и позволяет иметь наиболее полную картину о скоростных характеристиках дорог. Особенно важным фактором при прокладке маршрутов эта статистическая информация стала после внедрения новых алгоритмов, позволяющих выдавать информацию о загруженности дорог с упреждением по времени, что дает возможность учитывать при прокладке маршрута даже не существующие на момент выбора стратегии движения к финишу пробки, из числа тех, которые с большой вероятностью сформируются за время проезда до отдаленных участков маршрута, особенно в периоды резкого изменения дорожной обстановки, такие как время массовых выездов на работу и с работы, на дачу и т.д..

Пересчет статистической информации Пробковорота для данных OpenStreetMap в настоящее время не завершен (на этот процесс потребуется несколько недель), поэтому маршруты с учетом заторов пока не настолько хороши по сравнению с получаемыми с использованием традиционных карт PocketGis и в некоторой степени они схожи с маршрутами, предлагаемыми популярным web-сервисом "Яндекс-карты", а именно наблюдается эффект притяжения маршрута к участкам дорог без данных о трафике, а оценка времени проезда по маршруту в часы пик является явно заниженной.

Основными задачами первого этапа интеграции PocketGis, Пробковорота и OpenStreetMap является популяризация проекта OpenStreetMap, привлечение интереса энтузиастов в области автонавигации к участию в проекте OpenStreetMap, интенсификация процесса сбора данных о неточностях улично-дорожной сети в OpenStreetMap, отработка методик создания противозаторных графов с использованием данных OpenStreetMap. В дальнейших планах разработчиков - внедрение Пробковорота в других регионах, создание и развитие различных бесплатных и коммерческих услуг на основе данных о состоянии дорожного движения.

Выгрузить новую версию программы PocketGis, поддерживающую заторы для данных OpenStreetMap Московского региона, можно по ссылкам, собранным на официальном форуме PocketGis в разделе "Download (скачать бесплатно)" http://www.pocketgis.biz/forum/viewforum.php?f=28.

----------------------------------------------------------------------
OpenStreetMap — это свободно редактируемая карта всего мира. Проект поддерживается международной некоммерческой организацией "OpenStreetMap Foundation" (http://www.osmfoundation.org/wiki/OSMF:About), зарегистрированной 22 Августа 2006 г. в Англии и Уэльсе. В России с осени 2009 года работает инициативная группа по созданию "Совета OpenStreetMap" на правах регионального консультативно-наблюдательного органа.

Программа PocketGishttp://www.pocketgis.biz/, (С) 2006-2009 ">vctos<", впервые опубликована в мае 2006 года, начиная с самой первой версии эта программа поддерживает возможность автоматического сбора сведений о состоянии трафика на основе данных о динамике движения автомобиля.

Оператором информационной системы обмена данными о состоянии автодорожного трафика "Пробковорот" является ИА "Пробкоинформ", свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-34131, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

----------------------------------------------------------------------
Любопытный факт
В качестве названия информационного сервиса "Пробковорот" было выбрано наименование команды меню программы "PocketGis", предназначенной для добровольной активизации пользоваелем программы режима передачи сведений о передвижении автомобиля на сервер сбора и обработки информации о пробках. За прошедшие три с половиной года этот термин стал настолько сильно ассоциироваться с использующим автоматическую обратную связь от персональных навигационных систем способом сбора и предоставления сведений о заторах, что в некоторых СМИ, видимо считая Пробковорот словом нарицательным, "пионерами Пробковорота" незаслуженно называются другие компании.