К вопросу о подписании концессионного соглашения по проекту строительства автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург

28 Июля 2009
27 июля 2009 года было подписано концессионное соглашение Росавтодора с консорциумом ООО «Северо-западная концессионная компания» по проекту «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт Петербург на участке 15-й – 58-й км», в котором наряду с российскими компаниями принимает участие французская компания Vinci и ее дочерняя компания Eurovia.
Несмотря на то, что проект не связан с традиционными для крупномасштабного сотрудничества с зарубежными фирмами нефтяным и газовым секторами, он работает на улучшение внутренней российской инфраструктуры, что имеет для страны большое перспективное значение. Следует отметить то большое внимание, которое придает развитию транспортной инфраструктуры страны российское руководство, и ту интенсивную подготовительную работу, которую оно проделало в отношении этого проекта. В условиях жесточайшего финансово-экономического кризиса его осуществление перед французскими инвесторами гарантировали как президент Д.Медведев, так и премьер-министр В.Путин, им также активно занимались вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин.
Еще на стадии подготовки федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)" были проанализированы и сравнивались два варианта решения проблем, связанных с возможной задержкой в реализации инвестиционного проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й – 58-й км. При первом варианте предусматривалась самостоятельная реализация проекта, при втором - решение рассматривалось с применением программно-целевого метода, позволяющего обеспечить оптимальное решение задач с координацией усилий организаций, частных инвесторов и государства. В результате предпочтение было отдано второму варианту с упором на богатый зарубежный опыт государственно-частного партнерства. В условиях кризиса такое решение, в котором значительная роль отводится государству, представляется единственно правильным.
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й – 58-й км начнется в 2010 году после подтверждения концессионером финансового закрытия проекта. Общая стоимость проекта составляет около 60 млрд. рублей, при этом 23 млрд. выделяет Правительство Российской Федерации, а остальные средства привлекает концессионер. Предполагается, что срок строительства составит 36 месяцев.
Предполагается, что весь объем финансирования строительства скоростной автомобильной дороге Москва - Санкт-Петербург составит 567 499 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 340 503 млн. рублей. При этом ее общая протяженность составит 626 км с 4 - 8-полосной проезжей частью. На выходе из Москвы будет организовано 10-полосное движение, 8-полосное - в Ленинградской и Московской областях и 4-полосное - на территории Тверской и Новгородской областей. И все это будет осуществлено в довольно сжатые сроки - с 2010 по 2015 годы.
Разумеется, данный проект выходит далеко за рамки решения проблем двух российских столиц. В масштабах страны это одно из звеньев в цепи мероприятий по повышению конкурентоспособности транспортной системы России, которые будут осуществляться в координации с инвестиционными проектами, реализуемыми на основе применения механизмов государственно-частного партнерства при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей по территории Московской обл., Тверской обл., Новгородской обл. и Ленинградской обл., сформирует скоростной автодорожный маршрут, который будет способствовать развитию системы автомобильных дорог Российской Федерации, входящих в состав международных транспортных коридоров. Автомобильная дорога обеспечит пропускную способность на направлении транспортного коридора "Север - Юг", существенно снизит транспортные издержки и повысит безопасность движения на автодорожном маршруте, входящем в состав международного транспортного коридора № 9, повысит качество жизни населения путем вывода транзитного движения автомобильного транспорта из городов и населенных пунктов, а также обеспечит скоростные связи Санкт-Петербурга и Москвы с Финляндией и другими странами Европейского союза.
Vinci
СПБ