Выбор тягача - американский или европейский ?

26 Июля 2009
В России преобладают железнодорожные перевозки груза. Наш отечественный автопром развит не так, как в США и Европе, однако, это тенденция – перевозки крупных грузов по автодорогам – приобретает в России особенные черты.

Стремительное развитие грузовых автомобильных перевозок в США сложилось исторически, обусловлено большой протяженностью автомобильных дорог, инфраструктурой, огромными диспетчерскими службами, благоустроенными станциями и мотелями вдоль дорог. В России многие компании предпочитают перевозить груз за счет железнодорожного транспорта – это медленнее, но безопаснее.

Российский рынок наполняется подержаными грузовиками. Подобная тенденция объясняется развитием частного бизнеса, в котором преобладают грузовые перевозки. Отечественный рынок подержаных грузовиков представлен европейскими и американскими автомобилями. Завоз европейских машин идет из стран Европы – Германии, Франции. Американские тягачи приходят к нам из Северной Америки и Канады.

При выборе тягача стоит задуматься, для каких работ будет использоваться машина, при каких условиях и где. И уже тут начинают выявляться положительные и отрицательные особенности крупнотоннажных автомобилей из Европы и Америки.

Американские грузовики были созданы для скоростных трасс, в отличие от европейских, которые предназначены для небольших улочек европейских городов. Именно поэтому первостепенный вопрос, который возникает при рассмотрении тягачей, – это размер.

Европейские машины пользуются успехом везде, как в России, так и за ее пределами. Норма длины тягачей для Европы – 16,5 м (что затрудняет использование американских грузовиков на дорогах Запада). В США ограничений по грузовому транспорту не существует. В России положения ПДД определяют, что ширина грузового транспорта должна быть не более 2,6 м, высота от поверхности проезжей части – 4м, длина – не более 20 м.

Важно, где будет эксплуатируется техника: если на гористой местности, то мощность должна быть 430-480 л. с., если на равнине, то 350-390 л. с. Если самосвальная техника предназначена для использования в карьере, то нужно обращать внимание на передаточное число, если шоссейный тягач, то это неважно.
Существует параметр, которому люди не всегда уделяют должного внимания – это передаточное число автомобиля. Нужно учитывать, что если нужны небольшие магистральные перевозки, то передаточное число должно составлять от 2,60 до 3,40, если придется использовать машину в более тяжелых условиях, то оно должно быть 3,40-4,60. Американские грузовики и здесь взяли вверх: заявленная мощность у них изначально на 20% выше (при сходных объемах двигателя), у них другой механизм измерения, показатели американских тягачей нужно пересчитывать с коэффициентом 1,2.

Есть двигатели мощностью 600-620 л. с., тогда европейцы равны американцам.

Оптимальная мощность двигателя для тягача 400-470 л. с., тогда происходит экономичный расход топлива.

Цены кусаются

Поддержанные американские тягачи дешевле б/у европейских на 15-20%. До экономического кризиса некоторые компании приобретали и новые автомобили, но ситуация изменилась: “Люди приобретают пятилетнию технику по цене от 1 500 000 до 2 500 000 рублей за “голову”. Прицепной состав – тент, рефрежератор – составляет еще 700-800 000 рублей. В итоге получается, чтобы приобретение нормальной сцепки обходится от 2 500 000 до 3 500 000 рублей.

Стоимость новой техники незначительно выше, чем подержанной – подержанный тягач можно приобрести по цене 50 000-60 000 euro, новый при этом будет стоить 70 000-80 000 euro.

По новым тягачам из Америки рынок практически не сформирован, это специальные автомобили, которые идут в районы нефтяных работ.

Существует еще одно существенное отличие европейского тягача от американского – это конструкционные особенности кабины.

По количеству спальных мест представители Европы и США схожи: в них бывают двухъярусные односпальные (а порой и полутроспальные) кровати. И все же свое предпочтение многие водители отдают именно американским тягачам.

У американских грузовиков за счет длинного капота (двигатель у этих машин находится спереди) формируется больше безопасного и удобного места для водителя. По комфорту американский тягач превосходит европейский в несколько раз – это настоящий дом на колесах. Обилие свободного места обеспечивает передвижение водителя в салоне без помех. Помимо этого, в этот тягач можно поставить и атрибуты повседневной жизни: телевизор, микроволновую печь, холодильник, трансформатор на 220V. Максимум же, что можно поместить в “европейца” – это дополнительные полки.

Американские машины, которые попадают на российский рынок, в большинстве случаев уже имеют миллионный пробег, т. е. некоторую часть ресурса съедает эксплуатация в Америке. Транспортные предприятия в Санкт-Петербурге используют тягачи VOLVO круглосуточно, в таком режиме они работают годы. Это доказательство того, что у американских грузовиков огромный ресурс. Нельзя утверждать, что машина пройдет миллион миль и ее можно утилизировать, такого обычно не происходит.

Американские машины используются абсолютно в разных направлениях, поэтому для них и были придуманы сдвижные седла, это еще одно важное отличие от европейских тягачей, ведь сдвижное седло очень удобно. Это сцепное устройство тягача с прицепом, оно двигается по отношению к раме вперед и назад. Подобное устройство сделано для того, чтобы после приезда, машина отцепляла прицеп, подцепляла другой, и быстро уезжала. Подобная система работы и объясняет большие пробеги – автомобиль редко простаивает. При необходимости седло можно сдвинуть, а управление им осуществляется прямо из кабины.

Ограничения по пробегу
Общие таможенные требования заключаются в том, чтобы экологический класс двигателя был не меньше EURO-3. EURO-2 пока еще допустим в России, но тогда взимаются большие таможенные пошлины, поэтому ввоз экономически не целесообразен. Американский тягач, по нормам, должен быть не старше 5 лет. Пока не было введено таможенных условий, несколько лет назад люди покупала тягачи любого года, шло замещении КАМАЗов, МАЗов импортной техникой, но потом таможенные нормы были ужесточены. Сократили ввоз тягачей, возраст которых более 7 лет, потом более 5 лет, “Европейцы”, ввозимые в страну, не имеют таких ограничений.

Таможенные схемы приобретают удивительные очертания: “Компания Daimler-Chrysler, которая занималась крупнотоннажными автомобилями, каждые пройденные 100 тыс. миль цену увеличивала на 2 тыс. долларов. Если пробег автомобиля более 600 000 миль – мы имеем скидку от таможенной суммы, если пробег меньше 600 000 миль, то автомобильная пошлина увеличивается, поэтому стоимость автомобиля на рынке будет больше.

Если стоимость тягача при закупке изначально больше, то она влияет на продажную стоимость автомобиля, также нужно учитывать таможенные платежи, которые зависят от пробега.

Адаптация к российским реалиям

Почти 90% владельцев грузовой техники ремонтируют ее у себя в огороде, около дома, в гараже. Если речь не идет о тонких работах по настройке компьютеров, топливной системы либо электроники.

На севере страны специализированных сервисных центров, диагностического оборудования и серьезного ассортимента запчастей для американских тягачей нет вообще, и потому ни “европейцев”, ни “американцев” север видеть не хочет. Потребители здесь отдают предпочтение МАЗам и КАМАЗам, зная, что хоть и качество их хуже, но зато запчасти встречаются с завидной регулярностью.

Несмотря на то что машины привезены с Запада, адаптация их под отечественные стандарты проходит довольно легко. Не секрет, что качество дизельного топлива в России ниже, что не может не влиять на технические характеристики машины: “Адаптация к дизельному топливу в России заключается в установке сепаратора. Самым неприхотливым двигателем является Detroit.

При адаптации к российским дорогам и морозам многие сталкиваются с тем, что солярка замерзает. Но для таких ситуаций существует подогрев или система обогрева двигателем баков. В “европейцах” и “американцах” есть “обратка”: это когда солярка подается в двигатель с большим запасом, и лишнее после наполнения рампы сливается обратно в баки, прогревая их.

Чисто российская проблема – это обман потребителей качеством солярки – по ГОСТу, зимняя солярка должна поставляться от минус 19°C. Как правило, потребителей обманывают старым способом – пишут, что солярка зимняя, а заливают летнюю. А это сильно влияет на топливные элементы. В морозы машина может остановиться и замерзнуть.

Из Европы иногда приходят тягачи с правым рулем, но эксперты утверждают, что использование подобной техники – большой риск. Во-первых, угол обзора получается небольшой, во-вторых, для того чтобы управлять таким тягачом, требуется большой опыт работы: “Использование тягача с правым рулем — заведомый риск. Подобные тягачи достаются людям, которые уже профи в своем деле. Из 100 человек я знаю лишь одного, который использует такую технику.

Деконструирование правого руля на левый осуществляется как профессионально, так и “кустарно”: в последнем случае профессионал заметит переделанные “дворники”, свет, коробку передач. Иногда делают переборку машины: замену поршней, прочитстку вала, замену расходников. Эта процедура обходится примерно в 10 000 $.

Лидеры рынка

Среди европейских грузовиков есть несколько лидеров рынка: первые два места занимают VOLVO и Scania, за ними следует Mercedes, Mack и Man, замыкают список Iveco и Renault, Scania может работать день и ночь, запчасти к ней дорогие, но машина сама по себе очень надежная.

Линия американских грузовиков представлена скромнее, лидирующие позиции занимают Freightliner, по шкале убывания затем следуют VOLVO, Kenworth, International, которые раньше занимали одну из лидирующих позиций.