Достоинства и недостатки различных видов ССН

18 Августа 2008
Достоинства и недостатки различных видов ССН
Работа любой системы дистанционного слежения за транспортом основана на том, что в автомобиле появляется специальное устройство – бортовой терминал, который в отличие от навигационных систем находится на связи не только с орбитальными спутниками системы GPS, но и с оборудованием, размещаемым в диспетчерском центре предприятия. Бортовой терминал принимает сигналы со спутников, по которым определяется местоположение машины, а затем формирует и с заданной периодичностью отправляет сообщения в диспетчерский пункт. В пределах этого принципа работы возможны варианты исполнения.
Первый - самый надежный, когда для передачи сформированного сообщения диспетчеру сам же спутник GPS и задействуется, например через спутниковый канал Euteltraсs. Это же и наиболее дорогостоящий вариант. Для работы по такой схеме требуется серьезное оборудование - на автомобиле появляется спутниковая антенна и терминал, похожий на ноутбук размером и наличием клавиатуры.
Система Euteltracs изначально разрабатывалась американской фирмой Qualcomm как снабжающая диспетчерский центр (ДЦ) информацией о местоположении и состоянии транспортных средств. Сначала она использовалась только для нужд НАТО, а спустя некоторое время стала применяться и в коммерческих целях. Для определения координат автомобилей на них установлены мобильные спутниковые терминалы (МСТ), а сами спутники находятся на геостационарной орбите на расстоянии порядка 35 тыс. км от поверхности планеты. Спутник вращается синхронно с Землей вокруг ее оси – и таким образом остается неподвижным для наблюдателя с земной поверхности.
Наземная станция управления, расположенная под Парижем, производит через спутники запрос ответных сигналов от конкретного мобильного терминала. А затем, сравнивая время задержки сигналов (оно у каждого спутника разное), определяет координаты наземного объекта с погрешностью до 100 м. Координаты передаются на соответствующий ДЦ по каналам электронной почты. Связь ДЦ с водителями осуществляется путем передачи буквенно-цифровых сообщений.
Сейчас в мире насчитывается более 400 тыс. мобильных терминалов Euteltracs, из которых свыше 30 тыс. работают в 24 странах Европы.
Современный мобильный терминал состоит из приемопередатчика (с небольшим дисплеем и клавиатурой) размером с ноутбук и компактной приемопередающей антенны (с обтекателем в виде плафона лампы), которая устанавливается на крыше кабины.
При втором варианте для отправки сигнала из автомобиля в офис используются мобильные телефонные сети. При этом терминал, представляющий собой коробочку с габаритами мобильного телефона, формирует информацию в виде SMS- или GPRS-сообщения, которое обычным для мобильной телефонии порядком поступает на компьютер диспетчера.
В обоих случаях сигнал, принимаемый в офисе, отображается на электронной карте, выведенной на монитор компьютера диспетчера. Последовательность сигналов, поступающих в режиме реального времени, позволяет определить маршрут и скорость движения автомобиля и проанализировать, как выполняется рейс.
Возможен и третий, упрощенный вариант, предназначенный для предприятий, которым не требуется знать, где находится, и что делает машина в режиме реального времени, но контролировать работу водителей необходимо. В этом случае информация о маршруте передвижения транспортного средства сохраняется в памяти терминала и по прибытии транспортного средства в парк может скачиваться для анализа (возможен беспроводной вариант Bluetooth).
Главный недостаток систем, использующих мобильную телефонию, состоит в том, что выделенный для связи GSM-канал представляет собой бытовую сеть. Возможности такой сети, несмотря на постоянное развитие, ограниченны, и бывают периоды, например в праздники, когда сеть оказывается перегруженной. В результате в обеспечении связи между транспортным средством и диспетчерским пунктом возникают сбои.
Выход из такой ситуации состоит в работе через спутниковый канал Euteltracs или в выделении системам слежения за транспортом отдельного канала GSM. В будущем по мере увеличения потока технологической информации так, вероятно, и произойдет, но пока еще поток недостаточен, чтобы у сотовых операторов появился стимул к техническому переоснащению.
Связь между автомобилем и диспетчерским пунктом может быть разорвана и вне зоны покрытия GSM-сети. Однако во всех подобных случаях информация о местоположении машины накапливается в памяти оборудования онлайн-системы, и при восстановлении связи координаты в порядке очередности накопления "перекачиваются" в компьютер диспетчера.
Другая проблема заключается в недостаточной защищенности систем от электрических помех, производимых отдельными узлами ряда устаревших моделей автомобилей, которые автохозяйствам, тем не менее, хотелось бы оснастить системой дистанционного слежения. Правда, таких машин сейчас осталось немного, а по мере их замены современными моделями эта проблема должна исчезнуть сама собой.
Во что обходится установка и последующая эксплуатации систем дистанционного слежения, зависит от стоимости оборудования и платежей за абонентское обслуживание.
Стоимость бюджетных систем off-line, в которых информация о передвижении автомобиля хранится в памяти и скачивается после прибытия в парк начинается с 200 евро при покупке с абонентской платой. Монтаж на автомобиль потребует еще 40 евро. Эти платежи разовые, а дальнейшие расходы приходятся на абонентскую плату, начинающуюся от 15 евро в месяц. Возможен вариант покупки без абонентской платы. В этом случае оборудование обойдется в сумму от 280 евро плюс покупка программного обеспечения от 600 евро.
Стоимость GPS/GSM-систем непрерывного контроля начинается с 400 евро. На монтаж понадобится опять-таки 40 евро, а абонентская плата за эксплуатацию потребует расходов от 30 евро в месяц. При покупке без абонентской платы стоимость оборудования - от 700 евро.
Кроме того, приведенная калькуляция относится к оборудованию одного автомобиля, но окончательные суммы расходов зависят от количества автомобилей, которые планируется оснастить системами контроля. Что касается оборудования, то расходы уменьшаются по мере увеличения количества приобретаемых комплектов, а для программного обеспечения, наоборот, увеличиваются.
Насколько это экономически целесообразно? Когда речь идет о службах, работающих по факту чрезвычайной ситуации (скорая помощь, милиция, пожарные), говорить о какой-то рентабельности нет смысла - тут надо успеть все сделать быстро. А в отношении пассажирских и грузовых перевозок специалисты уверяют, что после внедрения системы оборачиваемость увеличивается на 10-30%.
________________________________________________________
В статье были использованы материалы следующих источников:
1. Статья Владимира Вдовенко «Навигация в автомобиле».
2. Статья Сергея Боярских «А сверху видно все».
Статья подготовлена начальником отдела автопарка Шевцовым А.С.
Компания ООО «Корпоративные системы» г. Магнитогорск
Адрес сайта: www.sike.ru
Чертова Екатерина
ООО "Корпоративные системы"
Магнитогорск, Карла-Маркса 101/2 офис 1,
marketing@csystems.ru
www.sike.ru