Целесообразность страхования ответственности Экспедитора

29 Июля 2008
Практически при каждой сделке с товарами требуется транспортировка грузов. Для транспортировки владелец груза может прибегнуть к услугам экспедиторской компании, которая берет на себя ответственность за груз на период перевозки. Однако нет полной гарантии, что за это время с грузом ничего не случится: он может быть похищен злоумышленниками, поврежден в дороге и т.п. И претензии за некачественное состояние груза или его утрату владелец предъявит экспедитору.
Страхование ответственности Экспедитора является преимущественным фактором при выборе заказчиком транспортно-экспедиционной компании.
Транспортный экспедитор является "гарантом" контракта перевозки на всем ее протяжении. В случае причинения вреда перевозимому грузу, ответственность экспедитора наступает уже из-за самого факта ущерба. Хотя грузовладелец имеет право напрямую привлечь к ответственности виновного перевозчика, страхование ответственности экспедитора необходимо для полной защиты его интересов. В случае, если виновника ущерба перевозимому грузу трудно установить, либо он неплатежеспособен, а также если перевозчик докажет отсутствие своей вины (и если ущерб произошел не из-за обстоятельств непреодолимой силы) страховая компания обязуется возместить все финансовые потери экспедитору.
Страхование ответственности экспедитора - вид страхования, давно и успешно осуществляемый во многих странах мира. Что же подразумевается под страхованием ответственности экспедитора?
Во-первых, при страховании груза защищаются интересы грузовладельца, а не экспедитора; под страхованием же ответственности за груз подразумевается страховое покрытие рисков, связанных с выполнением экспедитором своих обязательств перед клиентами в соответствии с действующим законодательством. Страхование ответственности экспедиторов включает в себя, прежде всего страхование ответственности за груз, принятый к перевозке. Заключая договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг, экспедитор отвечает за сохранность груза на всех этапах его перевозки, перевалки и хранения.
Во-вторых, страховая компания, оплатившая убыток грузовладельцу, даже при отсутствии у последнего претензий к экспедитору или перевозчику, приобретает право требования к виновной стороне, и такой стороной почти всегда будет экспедитор или перевозчик. Сумеет ли он без страхования своей ответственности привести аргументы, которые будут приняты в качестве обстоятельств, исключающих его ответственность - вот в чем вопрос. Действующие нормативные акты прямо предусматривают ответственность транспортно-экспедиционной компании за груз. На основании вышеуказанного, именно страховое покрытие становится основным и практически единственным способом сохранения своих финансовых ресурсов, сил и нервов при возникновении и урегулировании убытков.
Страхование ответственности экспедиторов является наиболее актуальным в связи с принятием в 2003 году Федерального Закона № ФЗ-87 "О транспортно-экспедиционной деятельности", по которому экспедитор также несёт ответственность перед Клиентом за привлекаемых для осуществления перевозки третьих лиц. Таким образом, подписывая договор с заказчиком на экспедирование груза, компания берет на себя ответственность не только за собственные ошибки и упущения, но и за ошибки своего субподрядчика.
Проблемы, с которыми сталкивается российский Экспедитор, заключаются в следующем:
1. В соответствии с законодательством РФ ответственность экспедитора неограниченна, в отличие от иностранных партнеров, у которых ответственность ограничена международными конвенциями и правилами.
2. При привлечении прямого перевозчика практически недоказуема связь между прямым перевозчиком и экспедитором. Т.е. доказав факт утраты груза во время перевозки, экспедитор нередко сталкивается с проблемой взыскания своих убытков с виновной стороны.
Также хочется отметить тот факт, что ответственность экспедитора отличается от ответственности перевозчика. Более опытные экспедиторы при привлечении нового перевозчика в обязательном порядке запрашивают у него полис страхования ответственности. И это оправдано. Все просто: экспедитор отвечает перед грузовладельцем за весь процесс доставки груза от начальной до конечной точки. Серьезные сбои могут произойти на любом этапе, в том числе по вине сотрудников экспедиторской фирмы. К тому же отследить наличие полноценного страхования ответственности у всех участников процесса грузоперевозки невозможно, а значит, вполне вероятны ситуации, когда выплаты по договору страхования ответственности перевозчика или склада будут копеечными, а с самого виновника не удастся получить денег даже через суд и банкротство. С одной стороны, перевозчик может оказаться настолько маленькой компанией, что в принципе не будет способен возместить убыток. С другой стороны, он может специально совершить с грузом противоправные действия. Украдет, например, и скроется. Всякое бывает. Все варианты предугадать невозможно. Значит, чтобы не залезть в долги перед грузовладельцем, остается одно - страховать свою ответственность. Страховщик сначала заплатит, а уж потом разберется с виновными.
Но ведь бывает и так, что виновных, с которых можно было бы взыскать убытки, просто нет. Например, случаются стихийные бедствия или разбойные нападения на автомобиль перевозчика. В подобных случаях страховое возмещение можно получить лишь по договору страхования груза. Поскольку выплаты в этом виде не зависят от виновности или невиновности кого-либо, а страховая сумма устанавливается, исходя из стоимости груза, а также расходов, связанных с его перевозкой, то наличие соответствующего договора страхования оказывает владельцу груза существенную помощь в любой ситуации.

На сегодняшний день Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, являющаяся российским национальным гарантийным объединением, признает лишь полисы английского общества взаимного страхования TT-Club, которое является той страховой компанией, которой экспедитор может доверить свою судьбу.

Руководитель юридического отдела «Совтрансавто Логистик» Чернышева Н.В.
www.sovtransavto.ru