Потребители услуг аренды автомобилей в России и США

11 Июля 2008
Потребители услуг аренды автомобилей в России и США

Представьте себе огромный «знак вопроса», который сидит перед компьютером и в интернете, набирая в строке поиска - «аренда автомобилей». Загадочный «вопрос» находит нужный сайт и заказывает себе по телефону некий автомобиль.
Берясь за дело, пожалуй, каждый маркетолог видит подобную мистическую картину. Очень важно знать, кто кроется за этим «вопросительным знаком». Ответ может дать только статистика и чем ее больше – тем лучше.
В 60-х годах в Советском Союзе любой труженик в любом городе мог взять автомобиль в прокат. Но спустя несколько лет эта услуга исчезла - сказался вечный дефицит запчастей. Многие машины угоняли, а с тех, что возвращали в парк - снимали новые детали, заменяя их старыми.
Новый всплеск интереса к прокату автомобилей произошел уже к середине 90–х, в столице отрылось более десятка компаний, предлагавших автомобили во временное пользование. Однако большая часть активистов впоследствии приказала долго жить. Современники предполагают, что в бизнес вошло слишком много случайных людей… Примерно до 2000 года прокат автомобилей можно было назвать VIP услугой. Клиентов было немного, в основном - иностранцы и приезжие бизнесмены. На сегодняшний день в России услуга по прокату автомобилей превратилась в самостоятельную индустрию и прибыльный бизнес. Накопилась и кое-какая статистика, сейчас можно с большой уверенностью предполагать, что наш «знак вопроса» – женатый мужчина лет тридцати, с высшим образованием, с одним-двумя детьми или совсем без детей и доходом от $15 000 в год на одного члена семьи.
Как мы выяснили, в нашей стране вид деятельности «аренда автомобилей» - молодая услуга, поэтому довольно дорогая, и позволить себе это может не каждый житель страны. Например, взять во временное пользование простенький автомобиль эконом-класса, обойдется нашему «знаку вопросу» никак не меньше 1000 рублей в сутки. Исходя из этого позволить себе это удовольствие сможет не каждый, а взять автомобиль во временное пользование пока может только «знак вопроса» старше 21 года, у которого уже есть дети и кое-какие сбережения. Пока услугу «авто на прокат» можно отнести к вечной теме «о желаниях и возможностях».
А что если наш знак вопроса живет в США? И вместо «аренды» ищет «rent a car»? Для американского рынка статистики достаточно, ведь первые компании по прокату автомобилей открылись в США, как только Генри Форд предложил покупателям первый «народный автомобиль» – «Форд-Т». Предприимчивые американцы смекнули, что разницы между арендой лошадиной повозки и автомобилем – не так уж и много, и принялись за то, что им удается лучше всего – делать деньги.
Джону Дэниэлу Херцу удалось внедрить «изюминку» и развить прокатный бизнес в Америке. Это было сделано несколькими путями. Во-первых, новатору пришла в голову идея предлагать постоянным клиентам сдать ему старую машину и засчитать ее

стоимость при покупке новой модели, и вскоре это услуга стала чрезвычайно популярной. Во-вторых, до него таксомоторы обслуживали только состоятельных людей, а Дж. Д. Херц превратил такси в массовый общественный транспорт. В-третьих, самый важный момент, на наш взгляд, Джон выкрасил все свои автомобили в желтый цвет. В начале ХХ века такой выбор был нетрадиционным и агрессивным маркетинговым ходом, но он блестяще себя оправдал: на общем сером фоне яркие «канарейки» мгновенно бросались в глаза людям, голосовавшим на тротуаре!
Таким образом, пока в США автомобильный прокат «набирал обороты» в Союзе обсуждали, насколько вообще этот вид деятельности необходим. Статистика для американского рынка обширнее.
Американский потребитель «rent a car» - мужчина или женщина только на 50%. Ему от 25-и до 54-х лет, как правило – чаще без высшего образования, женатый или замужем, без детей и с доходом от $15 000 в год на одного члена семьи.
На период 2007 года обнаружился в России схожий с американским взгляд на семейное положение и состав семьи. Сейчас автолюбители предпочитают ограничиться одним ребенком, либо не иметь детей вообще, но наблюдается тенденция, что жители России и США предпочитают находиться в браке. Если говорить о материальном положении семей, которые пользуются в значительной степени услугами автомобилей на прокат, то здесь также нет различий между Россией и Америкой, поскольку средний заработок в год составляет $15 000 на одного члена семьи.
За последние годы заинтересованность в самой услуге аренды автомобилей на прокат как таковой в России в значительной степени возросла. Связанно это с тем, что в некоторых случаях (например, как автомобиль выходного дня) арендованный автомобиль – безопасней, а также экономичней собственного. Взяв машину на прокат наш «вопрос» может забыть про ТО, всевозможный технический контроль, вопросы, связанные с покупкой зимних или летних шин, страховку и прочую головную боль. Его автомобиль всегда исправен.
Конечно, стоимость услуг аренды в России и в США существенно отличаются, также как и популярность этой услуги. Ситуация выровнится когда пройдет время – должны вырасти конкуренция и популярность. А это как замкнутый круг.
В России это все еще молодой и как показывает статистика не для всех доступный бизнес.
Если пользоваться услугой ежедневно, то при виде счета наш «вопросительный знак» легко может превратиться в «восклицательный».
Надеемся, что изложенная информация была интересна и полезна.
Статья подготовлена по материалам компании Dollar Thrifty Automotive Group (статистика по потребителям в США) и Dollar Thrifty Russia (статистика по потребителям в России) аренда автомобилей.
При публикации данных обязательна ссылка на источники Dollar Thrifty Automotive Group (www.dtag.com) и Dollar Thrifty Russia (www.dollarrent.ru).


О компании Dollar Thrifty Russia
Компания Dollar Thrifty Russia предлагает прокат автомобилей Fiat, Chevrolet, Mitsubishi, Hyundai, Ford, Audi, Mazda экономичного, компакт, среднего, полноразмерного, премиум, бизнес и спешл классов на территории Москвы и Московской области, а также возможность поездки в любой регион России. Кроме того, компания организует бронирование автомобилей более чем в 70 странах мира через международную сеть Dollar Thrifty.


Дополнительная информация о деятельности
компании Dollar Thrifty Russia:
Тел.: (495) 789-37-14 (доб.140)
Миляева Наталья
Ассистент отдела маркетинга и консалтинга
Миляева Наталья
Dollar Thrifty Russia
(495) 789-37-14 (доб.140),
nvmilyaeva@raidenrent.ru