Принципы работы GPS.

19 Июня 2008
Принципы работы АНС
Расходы на транспорт являются едва ли не самыми значительными в любой компании, перевозящей грузы, будь то собственник или экспедитор. Существенно сократить затраты на топливо, рассчитать оптимальный маршрут доставок, проследить за правильностью действий водителя и попутно решить многие другие задачи поможет система спутниковой навигации.
Компании, которые внедряют у себя системы спутниковой навигации (ССН), можно разделить на два типа: те, у кого небольшой автопарк (до 15–20 машин), и владельцы большого числа транспортных средств. У небольших компаний обычно нет своей службы логистики, но, как правило, есть один сотрудник, распределяющий автомобили между маршрутами. В такой ситуации фирма может передавать администрирование системы на аутсорсинг . На больших предприятиях администрированием информации, получаемой от систем, занимается служба логистики или IT-отдел.
В крупных компаниях, как правило, установлена ERP-система , и система навигации может поставлять «снятые» с машины данные напрямую в систему учета. Существует вариант установки систем спутниковой навигации с открытым интерфейсом, когда собственный IT-отдел компании дописывает необходимые настройки без помощи установщика.
Фактически для того, чтобы система работала, нужен один обыкновенный компьютер с выходом в интернет и сотрудник, который будет с нужной периодичностью получать и анализировать данные.
В целом работа АНС, заключается в следующем:
В кабине водителя устанавливается блок (GPS/GSM терминал, или GPS-трекер) – маленький компьютер, который способен анализировать около 70 параметров и выдавать «события»: дистанция пройдена, совершен поворот, сработал датчик и т. п. в зависимости от пожеланий и нужд клиента. Сам блок все, что с ним происходит, передает по GPRS на сервер, а если связь оборвалась, записывает эту информацию внутрь себя, где она и хранится, пока связь не восстановится. Критические события, которые клиент выбрал при установке, блок оперативно передает через SMS-канал. В любой момент времени диспетчер может запросить информацию о том, что происходит с системой, а система, помимо передачи данных, уже сама определит, есть ли связь с блоком, и выберет оптимальный для нее путь.

Сервер, на который GPS-устройство передает данные, может размещаться как на территории предприятия, так и у поставщика системы, но для этого необходимо осуществить к нему удаленный доступ.
Компьютер, используемый в качестве сервера, должен иметь выход в Интернет со статическим публичным IP-адресом . На нём же размещается база данных. Периодически осуществляется репликация данных (передача новой информации от серверной БД к диспетчерской). Такое построение системы мониторинга позволяет диспетчеру подключаться к Internet периодически и не накладывает требований на скорость подключения. На этот компьютер, а также, при необходимости, на удаленный сервер подключаются мобильные устройства, которые установлены на контролируемых объектах.
На базе клиентской части системы организуются одно или два диспетчерских рабочих места. Компьютеры, на которых устанавливается программа диспетчера, должны иметь выход в Интернет, либо быть связанным с сервером локальной сетью. На этих же компьютерах устанавливается локальная база данных, которая позволяет не иметь постоянного подключения к серверу.
Диспетчерский Центр может быть реализован автономно на стороне Заказчика или на стороне Оператора услуг мониторинга с защищенным доступом через Интернет.
Диспетчер может осуществлять наблюдение за текущим местоположением объектов, строить отчёты о маршрутах, километраже, расходе топлива, реагировать на срабатывание датчиков на объекте, управлять исполнительными устройствами и.т. д.
На базе WEB-сервера организуются рабочие места для руководящего персонала, ответственных исполнителей, и всех заинтересованных лиц. Устанавливать клиентскую часть можно также на ноутбуки и КПК. С этих мест можно осуществлять контроль за теми же объектами, что и диспетчер. Или же выделить необходимую группу, которая находится в подчинении у руководителя подразделения. Таким образом, ответственное лицо может оперативно получать необходимую информацию об объектах, что позволяет оптимизировать работу с ними, увеличив ее эффективность.

Таким образом, по типу подключения диспетчерских рабочих мест все системы делятся на два больших класса:
• Интернет-системы
При использовании услуги Интернет-системы (а это практически всегда именно услуга), местоположение автомобилей можно наблюдать на карте, загружаемой через браузер .
Блок, установленный на автомобиле передает информацию в диспетчерский центр оператора, где информация накапливается в базе данных. Набрав адрес сайта провайдера и логин с паролем, можно посмотреть карту с местоположением необходимой машины, маршрут движения за некоторый промежуток времени, а также по возможности получить доступ к некоторым формам отчетов.
Интернет-системы позволяют пользователю получить доступ к данным с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. Узнать состояние дел в своей компании, даже находясь в командировке в другой стране. Пользуясь связкой ноутбук+GPRS — модем, можно организовать мобильный диспетчерский пункт, а последние модели сотовых телефонов дают возможность уместить его на ладони.
Так как количество подключений обычно не ограничивается, можно подключить несколько сотрудников, хотя возможность разделить наблюдаемые автомобили между операторами обычно никто не предоставляет.
Недостатки таких систем начинаются с проблем с каналом передачи данных и быстродействием сервера системы. Если на первый параметр пользователь еще может повлиять, то на второй – никак. И чем больше активно работающих пользователей, тем медленнее реагирует система, особенно это касается операций с картой.
Второй недостаток – возможность хакерской атаки. Дело в том, что Интернет-системы хранят все данные клиентов на собственной системе серверов. Конечно, они профессионально защищены от взломов, но если недоброжелатель узнает чей-либо пароль и логин, он получит доступ ко всем данным.
К несомненным достоинствам Интернет-систем относится то, что всю заботу по сохранности базы данных берет на себя провайдер. Правда, печальный опыт работы с некоторыми Интернет-провайдерами говорит о том, что необходимо убедиться в наличии соответствующего пункта в пользовательском соглашении.
Работа с Интернет-системами предполагает ежемесячную абонентскую плату, назначаемую провайдером услуги за доступ к его серверу и плату за некоторые действия пользователя, например, запрос местоположения аппарата. В абонентскую плату может входить некоторое количество предоплаченных запросов. Помимо этого провайдер может потребовать плату за подключение к услуге (однократную), в которую часто входит стоимость оборудования. Некоторые провайдеры услуг Интернет-слежения допускают подключение только приобретенного у них оборудования.
• Выделенные системы
Выделенный диспетчерский центр может существовать в однокомпьютерном варианте или в виде клиент-серверной системы. Рассмотрим второй случай, как более общий. На один из компьютеров устанавливается специальное программное обеспечение (включающее сервер баз данных), и к нему подключается специальный сотовый телефон (GSM-модем). На компьютеры, за которыми сидят диспетчеры, ставятся программы-клиенты. После этого можно в реальном времени наблюдать за перемещением транспорта (как правило, для отображения карты используются профессиональные ГИС-компоненты), просматривать треки движения, создавать отчеты, анализировать архивы.
К выделенным относят также Ozi-системы. Их отличительная черта - вместо базы данных используется хранение архивов в файлах (впрочем, зачастую в таких системах не бывает понятия "архив"). Количество функций и полнота поддержки какого-то определенного автомобильного контроллера могут быть очень хорошими, а вот работа с данными, как правило, неудобна.
При покупке выделенной системы (включая Ozi-based) пользователь становится полным владельцем всего программно-аппаратного комплекса. С этого момента он платит только за канал связи, например, если работа с системой осуществляется через GSM , то оплата идет выбранному оператору GSM связи как за использование обычного телефона.
Выделенные системы несколько более ограничены в плане легкости доступа к информации, так как на компьютер требуется установить специальное программное обеспечение. Впрочем, современные Интернет-системы также довольно требовательны к мощности компьютера пользователя и к типу установленного браузера (для которого, как правило, требуется еще и поддержка Java).
Все данные, поступающие в выделенную систему, хранятся в диспетчерском центре. Никто посторонний не сможет получить к ним доступ (только взломав локальную сеть компании и базу данных, если это вообще физически будет возможно).
Еще одно достоинство локально установленной системы – быстродействие. Скорость реакции обычно измеряется секундами, а если производительности или емкости носителей архивов перестает хватать, то пользователь самостоятельно может поставить на компьютер второй процессор или жесткий диск.
Использование последних технологий в выделенных диспетчерских системах сводит системное администрирование к управлению хранящимся объемом данных, при этом управление резервированием данных (если оно требуется) может сводиться к простому копированию файла на сменный носитель.
Если говорить о стоимости и области использования систем слежения, то для компаний с небольшим автопарком лучше использовать Интернет-системы. Они обходятся в месяц в 50-150 долларов.
В свою очередь, компаниям с большим парком машин следует организовать собственный диспетчерский центр. Стоимость программного обеспечения составит от 1500$, компьютер и сотовый модем обойдутся еще в 1000$. На каждый бортовой комплект следует рассчитать еще от 300$ до 1000$.


P.S. Тенденции развития рынка средств слежения таковы, что приходится признать преимущества Интернет-систем над выделенными. Точнее, в ближайшее время произойдет расщепление потребителей на пользователей массовой Интернет-услуги и тех, для кого соображения безопасности данных оправдают стоимость отдельного диспетчерского центра, а она будет выше в десятки раз, чем у представленных в настоящее время продуктов, ведь большинство клиентов устроит Интернет-услуга и продажи таких центров станут редкостью.

Автор статьи: Лозинский Роман Васильевич, ООО «Корпоративные системы»
www.sike.ru
__________________________________________________________
В статье были использованы материалы следующих источников:
1. Статья «Принципы работы».
2. Статья «Области применения и эффект внедрения».
3. Статья «Типовые применения системы спутникового мониторинга».
4. Статья «Интернет-система, собственный центр или Ozi?».
5. Wikipedia.
Чертова Екатерина
Корпоративные системы
marketing@csystems.ru