Стратегия дорожного строительства: слово за регионами

24 Марта 2008
В последнее время руководство страны усилило внимание к состоянию автомобильных дорог, проблемам развития дорожной отрасли. Наметились положительные тенденции по увеличению объемов финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета.
Если это внимание со стороны Президента РФ и Правительства России будет поддержано регионами, есть серьезные основания рассчитывать на существенное ускорение решения дорожной проблемы.
При этом важно добиться, чтобы результаты работы дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации выражались не только в увеличении объемов строительства, реконструкции и ремонта дорог, но и в улучшении их качества, повышении экономичности и безопасности их использования грузовладельцами и пассажирами.
Стратегия дорожного строительства предполагает, что современная автомобильная дорога - это комплексное предприятие по обслуживанию своих клиентов – участников движения, перевозчиков грузов и пассажиров. Предприятия придорожного сервиса в регионах России (автозаправочные станции, магазины, придорожные кафе и т.д.) должны располагаться не в зависимости от выгоды их владельцев, а там, где удобно автомобилисту. Кроме того, важной задачей является выполнение комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения, причем не только на автодорогах, придорожная полоса также должна стать безопасной.
Сегодня автомобильные дороги все активнее вовлекаются в логистические транспортные процессы. Придорожные полосы, особенно вблизи крупных городов, застраиваются предприятиями, складскими учреждениями, терминалами. Организация их транспортного обслуживания, маршрутов общественного транспорта по Федеральному закону № 131-ФЗ находятся в сфере компетенции местных органов власти. Однако, ходить автобусы будут по федеральным трассам и задачи транспортного обслуживания предприятий должны быть строго увязаны с задачами обеспечения скоростного и безопасного пропуска транспортных потоков.
В соответствии с Градостроительным кодексом эти проблемы должны решаться в рамках Схем территориального планирования субъектов РФ. Однако, ст.6 этого документа запрещает с 1 января 2008 года выкуп и резервирование земель для целей строительства и реконструкции объектов, которые не включены в утвержденные Схемы. Чтобы решить проблему дорожного обслуживания территорий максимально эффективно и без ущерба для интересов транзитных перевозчиков, требуется изменить технологию разработки схем территориального планирования.

К 2011 году будет осуществлен переход на нормативное финансирование дорожно-эксплуатационных работ, и это касается не столько финансовой стороны дела, сколько вопросов планирования и управления, перехода к заключению долгосрочных контрактов с компаниями, способными выполнить весь комплекс работ от проектирования до строительства и содержания дороги, обеспечить надежные гарантии соблюдения условий контрактов.
В качестве инструмента реализации государственной политики формирования и развития единой дорожной сети страны будет использована система финансовой помощи региональным бюджетам. В частности, предусматривается адресная финансовая помощь бюджетам соответствующего уровня для реализации крупных дорожных проектов, имеющих межрегиональное значение, а также для выравнивания бюджетной обеспеченности финансирования содержания и ремонта автомобильных дорог. Кроме того, дорожные проекты, имеющие важное значение для Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, будут осуществляться на условиях совместного финансирования.
Все эти направления и составят основные положения стратегии дорожного строительства, реализация которой позволит обеспечить успешное развитие дорожной отрасли страны.
SG
Транспортная система