ФАС не нашла оснований для признания компании БМВ виновной в нарушении закона о конкуренции

6 Ноября 2012
В 2011 году Ассоциация дистрибьюторов и производителей автосервисного оборудования (АРДИС) обратилась в Федеральную антимонопольную службу России с заявлением о проверке признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «БМВ Русланд Трейдинг», выразившихся в ограничении доступа поставщиков сервисного оборудования к продаже оборудования авторизированным дилерским станциям технического обслуживания (СТО) автомобилей марки «BMW».

Основанием для обращения АРДИС в антимонопольные органы послужило письмо БМВ от 06.08.2009 г., в котором сообщалось о выборе ООО «ТД «Эквинет» (Эквинет) в качестве «единого поставщика» оборудования для оснащения СТО, а также указание на необходимость для всех дилеров БМВ до 1 сентября 2009 г. заключить с Эквинет договоры на поставку сервисного оборудования. Информация о получении эксклюзивных прав была размещена и на сайте Эквинет.

Кроме того, представители БМВ направили ряд писем в адрес производителей оборудования, в которых предлагали заключить договоры с Эквинет и поставлять оборудование исключительно через данную компанию.

В результате, по данным АРДИС, объемы продаж отдельных поставщиков оборудования для СТО BMW значительно снизились.

В ходе рассмотрения Комиссией ФАС данного дела, компанией БМВ были опровергнуты опасения АРДИС, а также были даны следующие разъяснения:

а) письмо от 06.08.2009 г. содержало «некорректную формулировку», в связи с чем, компания БМВ направила разъяснение своим дилерам о том, что они вправе приобретать оборудование для оснащения СТО, соответствующее Техническим требованиям БМВ, у любых поставщиков, а не только у Эквинет.

Сведения на сайте Эквинет были размещены ошибочно и не соответствуют действительности, поскольку компания БМВ не принимала решения о передаче Эквинет эксклюзивных прав на оснащение сервисным оборудованием всех СТО, проектируемых компанией БМВ.

б) технические требования БМВ к оборудованию для оснащения СТО являются общедоступными для любых заинтересованных лиц и размещены на сайте www.bmwgroup-wep.com в виде Журнала технических требований. Вход на указанный сайт возможен для любых заинтересованных лиц, в том числе, путем введения гостевого логина «gast» и пароля «gast».

Таким образом, согласно позиции компании «BMW AG», дилеры БМВ имеют возможность выбора моделей сервисного оборудования для оснащения СТОА, так и их поставщиков.

В своем пресс-релизе (http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_33607.html) ФАС указала, что любая подтвержденная информация о случаях отказа дилеров от приобретения оборудования или о навязывании им со стороны компании БМВ, его дистрибьютора или иных лиц обязанности осуществления закупок у конкретных поставщиков, может послужить основанием для возобновления рассмотрения этого дела.

Несмотря на то, что АРДИС рассматривает возможность оспаривания решения антимонопольного органа в суде, мы удовлетворены данным в той части, в которой им определено, что любой официальный дилер компании БМВ имеет право приобретать сервисное оборудование, соответствующее Журналу технических требований, у любого поставщика или производителя оборудования.

Одновременно, мы продолжаем следить за ситуацией на рынке, и в случае появления какой-либо информации о случаях отказа дилеров от поставки оборудования или о навязывании им со стороны компании БМВ обязанности осуществления закупок у конкретных поставщиков, готовы вновь обратиться в ФАС за пересмотром принятого решения.

Если у Вас имеется подобная информация, просьба обращаться к нам: _________________

С текстом решения ФАС России можно ознакомиться здесь (http://www.fas.gov.ru/solutions/solutions_35979.html).
Дарья Джузенова
АРДИС