Казтемиртранс – очередная шарашкина контора?

25 Сентября 2012
Перевод парка вагонов в приватный парк может стать переломным событием для всего казахстанского экспорта. «Казахстан темир жолы» (КТЖ) играет в излюбленные игрушки наших «квазиков» - предприятий квазигосударственного сектора - отдать ценное имущество дочке, с грубейшими нарушениями законодательства и вообще норм ведения бизнеса насадить новые правила… и жить по-новому.
Об этом пишет корреспондент ИА «Казах-Зерно». Мы продолжаем исследовать ситуацию, сложившуюся вокруг перевода вагонов в приватный парк. Эта процедура, по сообщению КТЖ, завершится 1 октября. Остается несколько дней. Но удастся ли за это время решить весь комплекс проблем, который в одночасье породило чье-то сумасбродное решение.

Мало того, что переработчики в первых числах сентября были поставлены перед фактом и некоторые из них несут потери уже теперь, ни один из опрошенных нами участников рынка так и не удостоился ответа от Казтемиртранса (КТТ): по каким же тарифам в новых реалиях ему работать?

Ответа нет. Прошло 20 дней с того часа, как казахстанский зерновой рынок узнал о новых правилах игры. Кроме двух скудных сообщений, размещенных на сайте КТТ, о том, во сколько обойдется доставка груза из пункта А в пункт Б, никто ничего не знает. И, похоже, это случится не скоро, ведь Казтемиртранс оказался попросту не готов к переменам.

Сегодня в ответ на критику перевозчики заявляют, что подготовиться к передаче вагонов можно было, можно было подсчитать свои затраты на введенные тарифы на аренду (или, как это называется, с подачи самого КТТ, экспедиции). Но почему к такому важному шагу не подготовились в самом АО «Казтемиртранс»?

Мы беседуем с представителем мукомольного бизнеса из Кокшетау. Факты о работе Акмолинского филиала КТТ, которые приводит наш собеседник, просто не поддаются сравнению. Как сказал классик, все это было бы смешно, если б не было так грустно. Какие-то непонятные женщины пенсионного возраста, подготавливающие один документ по полтора часа, какие-то нелепые доводы, объясняющие, де, банальную неспособность нового оператора вагонов попросту осуществить весь тот функционал, который был возложен на него фактически в одночасье.

Чего стоит хотя бы фраза заместителя директора по коммерческой работе Ж. Шаимова, оброненная в беседе с нашим респондентом: «Заявки лежат с начала сентября. Мы физически не успеваем их обработать». Если уж руководство КТТ признается в своем бессилии, то чего можно хотеть от специалистов на местах?

Вот что говорит наш собеседник:

- Стоит начать с того, что теперь вместо привычной нам статкарты требуются статданные с печатью и за подписью директора. Этот документ ты будешь ждать десять дней, хоть дерись. Для заключения договоров Казтемиртранс сейчас истребует документы, заверенные нотариусом. Где, в какой другой организации можно столкнуться с подобным бюрократизмом, скажите мне? Можно понять этих женщин-специалистов, которые говорят, что для них все новое, никогда они с таким порядком оформления документов не сталкивались. Но кто поймет меня?! У меня поставки срываются, партнеры могут разбежаться.

Кокчетавский мукомол продолжает возмущаться:

- Мой исполнитель вчера буквально весь день практически провела в представительстве КТТ. Спрашиваю, что так долго. Отвечает: только на забивание реквизитов в форму ушло полтора часа. А ведь потом нужно выловить директора и подписать у него эту бумажку. На это у них отведены целые сутки.

Не согласен терпеть подобное обращение наш собеседник, как и то, что до сих пор нет никакой ясности по тарификации услуг КТТ.

- 6 сентября мы отправили запрос в головной офис КТТ на расчет ставок вознаграждения оператора - тишина. На днях продублировали ее. Но какие здесь могут быть письма, если дозвониться в Центр услуг оператора вагонов невозможно. Или занято или никто не берет. Бардак полнейший!

Благодаря настойчивости мукомола, ему удалось выяснить, что обработкой всех заявок в Астане занимаются всего четыре (!) человека.

- Нет, чтобы как-то разрядить ситуацию, специалисты центра просто хамят по телефону. Или строят нелепые отговорки: «Мы не знаем…», «Ничего не ясно». А нужно-то всего лишь вывесить новые тарифы в интернете в виде интерактивного калькулятора, по тому принципу, как мы рассчитываем ТехПД, например. Прежде чем окунаться в весь этот головняк с оформлением бумаг, мы хотя бы заранее сможем знать, во что это нам обойдется!

Наш собеседник не боится делать предположений.

- Вся эта ситуация очень хорошо напоминает все происходящее в сфере приемки зерна в госсресурсы. Допущены туда только блатные. Вот и вагоны, которые сейчас оказались в одних руках, вполне могут стать поводом для коррупции. Когда один человек решает, дать мне вагон или, например, ускорить оформление документов, думаете, у него не возникнет желания «попросить у меня немножко зеленых»? Мы, точнее, они (Казтемиртранс - авт.) кругом говорят, какой прогресс принесут нововведения, что, наконец, услуги перевозок будут осуществляться по западным стандартам. Кого смешите?! С развалюхами вагонами? С нехваткой кадров на всех должностях? Какой там запад - мы в махровый совок скатились! В совке хоть пожаловаться можно было, а здесь - все частники, все творят что хотят.

Вот такие невеселые мысли мы услышали от представителя перерабатывающего комплекса. Эксперимент над отечественным АПК продолжается.
Саша Бло
www.kazakh-zerno.kz