В Москве состоялся первый М2М-форум

14 Апреля 2011
Докладчики обсудили перспективы, технологии и сферы применения М2М, новые подходы телекоммуникационных операторов к ведению бизнеса в данном сегменте, а также поделились практическим опытом применения различных М2М-решений. Официальным телекоммуникационным партнером Форума выступила компания «МегаФон».
Константин Анкилов, управляющий партнер iKS-Consulting, рассказал о ближайших перспективах М2М-решений в России и в мире. По его словам, рынок ориентирован на B2B-сегмент и растет небольшими темпами – 30-40% ежегодно. Потенциал М2М-решений огромен. В ближайшие 5 лет в мире ожидается рост общего объема подключений до 220 млн. (сейчас – 80 млн.). В России на конец 2010 года зарегистрировано 1,2 млн. подключений. К 2015 году ряд экспертов ожидает рост российского рынка М2М до 17 млн. подключений; по оценкам ИКС-консалтинг, он составит 9 млн. Основные сферы применения М2М - транспорт, ЖКХ, банкоматы и платежные терминалы, мониторинг, безопасность. Для телекоммуникационных операторов М2М-решения станут новым источником дохода. Аналитики считают, что одним из сегментов роста станет мобильный интернет. Тем не менее, г-н Анкилов отмечает, что М2М будет приносить примерно 1% от всех услуг сотовой связи, если рынок не завоюет какое-то приложение.
Симон Хартикайнен, бизнес-консультант Теле2 Россия, поделился европейским опытом применения М2М. Так, он сообщил, что средняя цена М2М модуля с 2003 к 2011 году снизилась с 73 евро до 19.87 евро, соответственно. Снизилась и стоимость передачи данных. Наиболее зрелый рынок – в Швеции, где доля М2М SIM-карт (в основном, в счетчиках электроэнергии) сейчас составляет 17,9%. Предложения европейских телекоммуникационных операторов в сегменте М2М пока ограничены. В заключение г-н Хартикайнен добавил, что в Tele2 М2М-приложения уже разрабатываются.
Татьяна Ледовская, ведущий эксперт по рынкам Северной Европы и Центральной Азии компании Ericsson, говоря о перспективах М2М, подчеркнула: «Все, что может выиграть от подключения будет подключено». В Ericsson прогнозируют, что к 2020 году число предметов, привязанных к сетям, достигнет 50 млрд. единиц. Основой будущего успеха телекоммуникационных операторов в сегменте М2М, по словам г-жи Ледовской, должна стать новая бизнес-модель, согласно которой вместо высокомаржинальных роуминговых тарифов абонентам будут предлагаться льготные условия. Доход обеспечит большое число подключений устройств. Вопрос в том, кто из операторов завоюет основную долю прогнозируемых 50 млрд. мировых подключений.
Алексей Маклаков, руководитель отдела развития и продвижения продуктов ОАО «МегаФон», сообщил, что компания рассматривает М2М как рынок B2B, и планирует создать глобальное партнерство игроков, занятых в различных сегментах экономики и заинтересованных в развитии бизнеса. В МегаФоне предполагают, что ключевой сценарий развития рынка будет связан с тесной интеграцией базовых возможностей М2М-провайдеров, провайдеров услуг связи и системных интеграторов.
В качестве основных составляющих операторского предложения г-н Маклаков назвал соответствующие требованиям рынка продукты (конечные устройства с М2М SIM–картой или SIM-чипом), схемы тарификации («М2М решения должны быть глобальными»), системы управления решением (партнеры могут управлять клиентскими подписками, трафиком, вести отчетность). Кроме этого, со стороны оператора сотрудничество предполагает техническую и информационную поддержку, а также поддержку продаж и обслуживания.
Цель предложения компании «МегаФон» состоит в том, чтобы дать партнерам возможность заработать. Доходы оператор планирует получать за пользование интерфейсом управления подписками, устройствами и приложениями. «Заработают партнеры, заработаем и мы!» - заключает г-н Маклаков. По его словам, выиграют те, кто предоставят наиболее понятные и удобные сервисы; те, кто заинтересован в развитии бизнеса, а не только в быстрой продаже устройств и новых решений.
Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента «Вымпелком» (Билайн-Бизнес), согласен с тем, что потенциал М2М-рынка для телекоммуникационных операторов огромен. Он замечает, что оператор уже не рассматривается только как продавец SIM-карт, теперь абонентам предлагаются услуги по их управлению. «Билайн» с 2010 года предоставляет такой продукт - многофункциональный центр, позволяющий управлять SIM-картами в устройствах в режиме реального времени, обеспечивать их контроль и мониторинг через веб-интерфейс.
Ключевая цель - как и у других операторов «большой тройки» - предоставить возможность партнерам зарабатывать за счет предоставления им комплексных конечных М2М решений в любых сферах (банки и платежные терминалы, транспорт и логистика, безопасность, промышленные предприятия, потребительская электроника и др. области). Одним из первых коробочных решений «Билайн-Бизнес» является «Автомониторинг» - услуга, благодаря которой онлайн отслеживается месторасположение объекта, предоставляется доступ к истории перемещений объекта по всей территории РФ. В ближайших планах компании – ввести специальные М2М-тарифы с учетом зон роуминга.
По словам Сергея Иревли, директора департамента по развитию и управлению продуктами для бизнес-рынка коммерческого блока корпоративного центра ОАО «МТС», первые М2М-абоненты у компании появились более десяти лет назад. На текущий момент МТС предлагает пользователям широкий диапазон М2М-продуктов. Это первые в РФ SIM-карты «М2М термо», SIM-чипы М2М, специальный М2М тариф «Телематика» (с единой тарификацией по всей России), ряд решений для вертикальных рынков («Мобильные сотрудники», «Ника ГЛОНАСС», «City Complex»).По итогам 2010 года доля М2М-клиентов МТС составляет более полумиллиона человек.
В планах компании - дальнейшее развитие портфеля операторских решений и партнерских бизнес-моделей, выпуск брендированных продуктов МТС для основных вертикальных рынков, создание инструментов для комфортного сотрудничества партнеров и клиентов МТС в сегменте М2М. Приоритетная задача МТС – развитие собственного М2М-решения на базе существующих ИТ-систем. Для решения вопроса, связанного со снижением доходности М2М SIM-карт, в МТС планируют изменить модель тарификации (например, за счет использования тарифов с гарантированным ежемесячным платежом).
Генеральный директор «Юнимилк Лоджистик» Тимур Паршиков начал свой доклад с того, что слабо представляет, как можно управлять транспортом, не имея системы M2M на каждом автомобиле. 184 автопоезда компании уже 2 года оснащены М2М-системами, которые позволяют дистанционно из центрального офиса управлять транспортом. В «Юнимилк Лоджистик» фиксируют, что благодаря этому решению повысилась дисциплина водителей: нет отклонений от маршрута, опозданий без объяснения причин, т.к. можно отслеживать любое перемещение. Кроме этого, значительно сократились нарушения ПДД в части скоростного режима (система регистрирует максимальные скорости по периодам).
Директор по развитию ГК «Эшелон Геолайф» Игорь Хереш анонсировал аудитории несколько М2М-решений, в т.ч. для конечных пользователей. Одним из таких продуктов является приложение для мобильных телефонов, которое позволяет родителями координировать передвижение детей. Продукт устанавливается на обычный смартфон, на карте отмечаются зоны посещения (например, школа, музыкальная школа); в дальнейшем перемещения ребенка отслеживаются онлайн.
Также с практическими докладами на М2М-Форуме выступили начальник управления АСУ ТП МГУП «Мосводоканал» Андрей Потемин и Иван Ананич, заместитель директора по телекоммуникациям и связи филиала ¹17 «Центр информационных технологий» ОАО «МОЭК».
В заключительной части М2М-форума AHConferences состоялся круглый стол, участники которого поделились дополнительными комментариями относительно тенденций и перспектив М2М-рынка, а обсудили аспекты его государственного регулирования. Спикерами стали Алексей Маклаков (МегаФон), Игорь Хереш (Эшелон-Геолайф), Балашов Сергей (Билайн Бизнес); Сергей Мельник (Комсет); Максим Савватин (iKS-Consulting).
AHConferences
AHConferences
it@ahconferences.com