Результаты исследования КПМГ свидетельствуют о том, что телекоммуникационная отрасль ежегодно теряет миллиарды в результате потери доходов

8 Апреля 2010
Результаты данного исследования, проведенного среди 74 операторов в 46 странах Северной и Южной Америки, Европы, Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, также говорят о том, что недостаток данных усугубляет проблему, осложняя выявление потерь.

Около 40 процентов респондентов полагают, что выявляется менее половины общего объема потерь. На развивающихся рынках значительное количество респондентов отмечает, что выявляется менее 10 процентов всех потерь. В результате общие убытки отрасли в мире могут быть существенно выше оценочных данных.

Илья Котлов, партнер, Консультационные услуги, руководитель направления по работе с компаниями сектора телекоммуникаций и СМИ прокомментировал: «В отрасли широко распространено мнение о том, что в результате стремительного роста и технологических изменений развивающиеся рынки сталкиваются с более высоким уровнем потерь, чем развитые рынки. Исследование подтверждает данную точку зрения, но также свидетельствует о том, что доступ к данным и наличие данных представляет определенные сложности для операторов во всех регионах. В случаях потери выручки вследствие недобросовестных действий отсутствие данных вызывает еще большую обеспокоенность. 37 процентов респондентов сообщили, что не располагают необходимой информацией относительно случаев потери выручки вследствие мошеннических действий».

Возмещение понесенных потерь остается проблемой во всех регионах. По оценкам 60 процентов операторов, принявших участие в исследовании, было возвращено менее половины денежных средств по выявленным утечкам.

Илья Котлов добавил: «Для большинства операторов объем возмещения потерь варьируется от 2,5 до 37,5 процентов от общего предполагаемого объема потерь выручки. Это говорит о том, что существенная часть потерь не возвращается».

Потери могут произойти на любом этапе цикла оказания услуг связи, начиная от продаж контрактов и конфигурации сети и заканчивая тарификацией и выставлением счетов. Типичной является потеря вследствие неправильного выставления счетов или не корректной передачи данных о платных телефонных разговорах в биллинговую систему или в случае, когда международные звонки классифицируются в настройках как местные. Операторы могут также нести убытки в результате неспособности повышать выручку и выявлять и внедрять эффективные меры по сокращению затрат.

Исследование установило, что существенные изменения в конфигурации любых элементов сети рассматриваются как один из основных рисков, ведущих к потере выручки. За ним, по степени важности, следуют риски связанные с разработкой новых продуктов и конфигурацией тарифов.

В отношении типов выручки, наиболее подверженных потерям, более 45 процентов респондентов указали «предварительно оплаченные счета» как наиболее уязвимые. На развивающихся рынках большинство респондентов оценили «роуминг» и «дополнительные платные услуги» как вторые по уязвимости, в то время как в Европе и Америке второе место заняли услуги, «оплаченные по факту оказания». Исследование показало, что наиболее существенные потоки выручки для большинства операторов воспринимаются и как наиболее уязвимые с точки зрения потерь.

Большинство операторов (60%) признают, что их действиям по сокращению потерь выручки препятствует недостаточная эффективность подразделения по гарантированию доходов, связанная с недостатком необходимых профессиональных знаний. По мнению большинства респондентов, наиболее остро ощущается нехватка технической квалификации (знания элементов сети и других систем). На втором месте после технических навыков стоит недостаток навыков проведения аудита и расследований.

Илья Котлов отметил: «Крайне важно, чтобы сотрудники, занимающиеся вопросами гарантирования доходов, понимали различные аспекты цикла получения выручки – технические, коммерческие и финансовые. Технические вопросы, такие как организация сети, тарификация и выставление счетов, были отмечены респондентами исследования как наиболее уязвимые с точки зрения потери выручки, поэтому развитие соответствующих навыков должно быть приоритетом».

Выводы исследования говорят о том, что разработка эффективных автоматизированных методов гарантирования доходов, распространение информации о функциональном подразделении, отвечающим за гарантирование доходов, по всей организации и получение точной и своевременной информации – это основные задачи в области гарантирования доходов, стоящие перед операторами связи.

Вместе с тем отмечается некоторый оптимизм относительно развития событий в будущем. В то время как 90 процентов руководителей подразделений по гарантированию доходов полагают, что дальнейшие изменения в отрасли будут только способствовать потере выручки, более половины из них уверены, что их подразделение сможет ее выявлять.
Ирина Пашинкина
КПМГ в России и СНГ
Тел.: +7 (495) 937 44 77,
ipashinkina@kpmg.ru