Серебряный юбилей Cisco: история новаторских перестроек

25 Декабря 2009
Чтобы предсказать будущее, люди часто заглядывают в прошлое. Технический консультант и бывший журналист Кен Прести (Ken Presti), пишущий о Cisco Systems с 1995 года, решил обобщить итоги работы этой компании, отметившей в декабре 2009 года свой 25-летний юбилей, и пришел к выводу о том, что "в будущем Cisco будет наращивать свой успех на основе выработанных ею принципов".
Кен Прести и другие наблюдатели отмечают, что Cisco отточила на практике целый набор принципов ведения бизнеса, которые должны сослужить ей добрую службу и в следующей четверти века. Во всяком случае, эти принципы помогли ей достичь той вершины, где она находится в настоящее время. По замечанию Кена Прести, Cisco, прежде всего, отличает способность постоянно перестраиваться. Одна из традиций Cisco, говорит он, состоит в том, чтобы не увязать в прошлом, а использовать его как трамплин для прыжка в будущее.
К примеру, до середины 1990-х годов Cisco поставляла на рынок одни только маршрутизаторы и коммутаторы, то есть, по словам Прести, «ее роль сводилась к поддержке базовых сетевых соединений». Но со временем от производства систем передачи данных Cisco перешла к поставкам сетевого оборудования всех типов, включая системы голосовой и видеосвязи, среди которых следует особо отметить Cisco TelePresence. Кроме того, компания стала уделять больше внимания программному обеспечению, расширяющему возможности сетей в области коммуникаций, групповой работы и доставки услуг развлекательного характера.
Но, возможно, еще важнее то, что Cisco смогла перестроить методы своих деловых операций. К примеру, пишет Кен Прести, в 1990-е годы спрос на продукты Cisco стал опережать ее возможности по сбыту своей продукции. Тогда-то и была заложена основа текущего бизнеса Cisco в виде программы продаж через партнерскую сеть (Cisco reseller partner program).
Сейчас-то, задним числом, кажется, что такое решение напрашивалось само собой, но в свое время, говорит Прести, оно вызвало в компании "жаркие споры". Так или иначе, как и на многих других решающих этапах ее развития, Cisco сделала правильный стратегический выбор, и сегодня независимые партнеры: системные интеграторы, консультанты и дистрибьюторы, - обеспечивают компании львиную долю ее ежегодной выручки (в 2009 финансовом году составила 36,1 млрд долларов США), избавляя ее от необходимости содержать огромный штат сотрудников, отвечающих за продажи.

Философия перемен
Как отмечают наблюдатели, на протяжении всей своей полной перемен и перестроек истории Cisco провидчески руководствовалась в своей стратегии верой в то, что язык Интернета - протокол IP - станет великой объединяющей силой, ведущей к конвергенции вычислительных и коммуникационных сетей. "В конце 2001 года лидеры телекоммуникационной отрасли подсмеивались над Джоном Чемберсом, когда он предсказывал, что телефонная связь станет бесплатной, а сегодня им не до смеха, - говорит аналитик Yankee Group Зевс Керравала (Zeus Kerravala). - Многие не верили, что Интернет сможет поддерживать все типы коммуникаций, но Cisco стояла на своем и в результате опередила своих конкурентов". А Кен Прести считает, что любимая фраза Джона Чемберса: "Знаете, что я сейчас сделаю?", - выражает всю суть поведения Cisco, находящейся в постоянном поиске нового и никогда не останавливающейся на достигнутом.
Зевс Керравала, работавший с Cisco в качестве заказчика, продавца оборудования и консультанта, считает, что именно предвидение будущей роли протокола IP позволило этой компании принять исключительно точные решения в то время, как конкуренты допускали ошибку за ошибкой. К примеру, в середине 1990-х годов Cisco шла, что называется, ноздря в ноздрю с тремя молодыми производителями оборудования для Интернета: Bay Networks, 3Com и Cabletron, - но постепенно те остались далеко позади, тогда как Cisco перешла к решению новых задач.

Основы бизнеса
Итак, долгосрочные прогнозы Cisco о будущем телекоммуникаций оправдали себя, обеспечив ей успешное развитие на всем протяжении ее четвертьвековой истории. При этом Cisco проявила способность воплощать эти прогнозы в жизнь за счет того, что в паре ключевых областей показала себя просто блестяще.
Умение Cisco успешно продвигать и свою стратегию, и продукты во многом связано с обслуживанием заказчиков, считает Зевс Керравала. "В своей готовности качественно обслужить заказчиков заверяют все компании, но между словом и делом есть большая разница", - говорит он. Керравала любит рассказывать историю, приключившуюся, когда он работал техническим консультантом. В сети одного из его заказчиков возникла проблема, не связанная с оборудованием Cisco. Случилось это в воскресенье, а тем вечером Керравала должен был лететь по делам в другой город. Между тем ликвидировать возникшую проблему надо было незамедлительно, иначе не миновать бы скандала с заказчиком. И тут неожиданно на помощь пришла Cisco – ее специалисты помогли решить задачу, за которую никто больше не брался. Зевс Керравала запомнил это на всю жизнь, тем более, что, как он утверждает, "аналогичные истории вам расскажет любой инженер. Такой подход к делу заметно повышает лояльность заказчиков".
Дальнейший успех компании Cisco сулят и ее программы в области обучения и профессиональной подготовки кадров. К примеру, считает Зевс Керравала, сертификации Cisco для сетевых инженеров де-факто стали "золотым стандартом" отрасли. Каждый год Сетевые академии Cisco предоставляют услуги профессионального обучения тысячам студентов во всех уголках мира, включая Россию и большинство других стран СНГ. По мнению Керравалы, эти программы предлагают обучающимся уникальные возможности профессионального роста и создают огромную базу потенциальных заказчиков, предрасположенных к использованию оборудования и услуг Cisco.

Новая эра инноваций
Восхищаясь достигнутыми Cisco успехами за первые четверть века ее существования, аналитики говорят, что ей потребуется мобилизовать все свои возможности и ресурсы, чтобы столь же успешно развиваться в следующие 25 лет. "Повторить успех будет куда труднее", - считает Зевс Керравала. Ведь, чтобы добиться заявленных темпов ежегодного роста бизнеса в 12-17 процентов, Cisco придется выходить на новые рынки, которые уже заняты либо находятся в прицеле других, не менее крупных и дееспособных компаний.
Вторя Керравале, Кен Прести приводит в пример намерение Cisco использовать свои сетевые навыки для повышения производительности центров обработки данных (ЦОД). Эта программа станет для Cisco серьезнейшим испытанием, так как потребует решения сложных технологических, логистических и конкурентных проблем. "Это очень серьезная задача для Cisco, - говорит Прести. - Уже давно эта компания не ввязывалась в столь серьезную битву".
Понимая сложность поставленных задач, Cisco начала процесс перестройки, который поможет ей подготовиться и к куда более драматическим переменам, которые грядут в ИКТ-индустрии и выйдут далеко за рамки центров обработки данных. К примеру, Cisco переходит от командно-административных методов управления к повсеместному внедрению совместной работы и одновременно перегруппировывает свои ресурсы, что поможет ей оперативнее реагировать на множество новых возможностей для развития бизнеса, возникающих на современном рынке.
Если история и впрямь имеет склонность повторяться, то у Зевса Керравалы есть совет тем, кто сомневается в способности сетевого гиганта перестраиваться снова и снова: "Все, кто прежде ставил на проигрыш Cisco, остались с носом".