Суд не признал вины ЗАО «СТР»

29 Сентября 2008
В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилась компания «НПО Инженеры электросвязи» (далее «НПО»), обнаружившая в HTML - коде сайта компании «СТР» аббревиатуру «Expro», схожую до степени смешения с зарегистрированным «НПО» товарным знаком «ExPro». Как утверждают представители «НПО Инженеры электросвязи», этот факт приводил к следующему эффекту: запрос по слову «ExPro» в поисковой системе «Рамблер» вел не только на ресурс «НПО Инженеры электросвязи», но и на сайт компании «СТР».
Камнем преткновения в судебном процессе стала формулировка о «других способах адресации» из 4-й части ГК РФ. Дело в том, что одна из статей закона не допускает использования чужого товарного знака как на упаковке продукта, так и в доменном имени и «других способах». Однако в том, можно ли под «другим способом» понимать HTML-код или нет, эксперты долго не могли договориться. После судебного разбирательства суд установил, что HTML-код страницы, будучи определенным функциональным инструментом, не является и не может рассматриваться в качестве способа адресации в интернете.
«…Сейчас по запросу "expro" поиск Рамблера находит первым поставщика мебели из Тулы - компания с таким названием владеет и доменом www.expro.ru. "Рамблер" также предлагает варочные котлы exPro и экспертную систему с тем же названием. Что касается защитной системы exPro, то по этому ключу также выводится множество альтернативных сайтов» - сообщает www.webplanet.ru

Конечно ситуация осложняется еще и тем, что ЗАО «СТР» и ЗАО «НПО Инженеры электросвязи» являются конкурирующими компаниями на рынке связи. Но зачастую руководство «НПО» использует далеко не добросовестные методы ведения конкурентной борьбы. Это всевозможные кляузные письма на конкурентов, рассылки потенциальным потребителям информации, что это они («НПО»), и только они изобрели все защитные устройства, и только они выпускают качественный продукт и т.п.

Однако на деле, это, конечно же, не верно. Схемы устройств защиты были известны задолго до появления на свет «НПО», а компаний выпускающих подобные изделия в России больше десятка. С развитием электроники изменялись лишь электронные элементы и виды корпуса устройств. Именно в этой части должна происходить, и, безусловно, происходит (за исключением «НПО») конкурентная борьба между компаниями-производителями устройств защиты.

Ну и, конечно же, коммерческий успех той или иной компании зависит от того, как она сумела оптимизировать свои издержки производства, от «аппетита» выражающегося в наценке, от правильно построенной работы с поставщиками и всего менеджмента компании в целом. Похоже, в какой-то из этих областей, а может быть и во всех у вышеназванного «НПО» серьезные проблемы, вот и пишут они письма, заявления и иски …
Как подчеркивает руководство ЗАО «СТР», судебного разбирательства можно просто было избежать, если бы представители «НПО Инженеры электросвязи» обратились в ЗАО «СТР» и попросили бы внимательно изучить HTML-код своего сайта и удалить спорную аббревиатуру «Expro», но вместо этого руководство ЗАО «НПО Инженеры электросвязи» подали в суд и проиграли дело.