Почта высокой технологии

5 Июня 2012
10 лет назад в стране началось реформирование почтовой отрасли
К хорошему привыкаешь быстро. Сегодня в соседнем почтовом отделении можно за десять минут оплатить коммунальные услуги, купить "нашумевшую" книжную новинку, отправить бандероль для заграничных друзей, посмотреть свою электронную почту. Кажется, что всегда так и было. Затем начинаешь вспоминать...
- По уровню критики в свой адрес мы, наверное, на втором месте после Гидрометцентра, - с долей иронии рассказывает оператор столичного отделения связи ¹375 Елена Храброва. - Синоптиков ругают еще с царских времен, хотя точность их прогнозов каждый год растет, так и нам достается еще с тех пор, когда почту возили на лошадях.
Десять лет назад, когда российское почтовое ведомство, действительно, находилось в плачевном состоянии, правительством РФ была принята "Концепция реструктуризации организаций почтовой связи и развития рынка услуг почтовой связи". Согласно этому документу Почта должна была вернуть позиции, которые она занимала в советскую эпоху, при этом двигаться в ногу с научно-техническим прогрессом. Можно сказать, что на сегодня выполнена большая часть задачи, поставленной государством.
-Кризис 2008 года ударил по нам особенно больно, - отмечает генеральный директор ФГУП "Почта России" Александр Киселев. - Кроме этого мы получили "отсроченный эффект". Из-за кризиса заметно упал объем почтовых отправлений. Люди долго не могли прийти в себя, многим на протяжении двух лет было не до посылок и денежных переводов.
Переломить ситуацию федеральному оператору связи позволил курс, взятый на модернизацию технологического процесса. В трудное посткризисное время возобновилась работа по обновлению почтовой инфраструктуры. Два пилотных автоматизированных сортировочных центра в Москве и Санкт-Петербурге, показали, что за АСЦ будущее. До ввода в строй этих двух предприятий, которые обслуживают большую часть центрального и северо-западного регионов России, все почтовые отправления сортировались вручную. Автоматизированная сортировка позволила вывести этот трудоемкий процесс на качественно новый уровень. Продолжаются работы по созданию АСЦ в Ростове- на-Дону, Минеральных Водах, Екатеринбурге и Новосибирске. Это означает включение в автоматизированный почтовый цикл юга России, Урала и Сибири. Высокотехнологичные сортировочные центры строятся за счет собственных средств Почты России, что ложится дополнительным грузом на плечи предприятия, несущего и без того высокую социальную нагрузку.
По мнению аналитиков, статус ФГУПа на сегодняшний день мешает поступательному развитию Почты России.
-В форме акционерного общества с контрольным пакетом у государства Почта будет иметь больше ресурсов для экономического развития, - считает директор института инвестиционных технологий Валерий Ромашевский. - Сегодня Почта вынуждена собственными силами покрывать миллиардные убытки, связанные с социальными обязательствами федерального оператора связи.
-Мероприятия по модернизации и технологическому развитию мы реализуем за счет собственных ресурсов, не получая государственную поддержку. - подтверждает гендиректор Почты России Александр Киселев. – Более того, государство компенсирует нам менее половины наших убытков, получаемых от оказания регулируемых услуг по тарифам ниже себестоимости. Остальное мы покрываем сами за счет доходов, которые могли бы быть направлены на обновление инфраструктуры и повышение зарплат основному персоналу».
-Эти факторы необходимо учесть при принятии федерального Почтового закона и создании Почтового банка, - уверен Валерий Ромашевский. - Иначе участники рынка услуг связи окажутся в заведомо неравном положении. Частные компании смогут снимать пенки с наиболее выгодных сегментов рынка. А рабочие лошади, как Почта России, будут самостоятельно тянуть воз социальных обязательств.
Тем временем Почта России продолжает работу на одном из важнейших для себя стратегических направлений. На недавно прошедшей в Москве Международной выставке "Связь-Экспоком - 2012" были показаны новейшие образцы долгосрочного процесса модернизации и технологического развития отрасли.
К примеру, передвижное отделение связи, работающее полностью в автономном режиме, раздвигающее рамки возможностей, имеющиеся у федерального оператора связи. Почтовый внедорожник в полевых условиях способен предоставить все виды услуг, как в любом городском отделении Почты России.
По мнению почтовиков, главное, что с внедрением "отделений на колесах" полноценная почта появится там, где ее никогда не было.
В рамках выставочной экспозиции Почта России продемонстрировала также работу системы мониторинга движения почтового автотранспорта с помощью спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС: контроль за трафиком почтовых грузов проводится с развернутого диспетчерского пункта с выводом изображения на большой экран. По мнению разработчиков, внедрение спутниковых технологий ГЛОНАСС позволяет усовершенствовать логистику доставки почтовых отправлений и более точно рассчитывать маршруты.
Возможности самой большой сетевой структуры в стране сейчас активно используются в организации сложного процесса по оказанию государственных и муниципальных услуг. Где еще, как не на почте должно работать "одно окно", в котором можно получить любую справку или выписку из документа? Почтовое отделение всегда в шаговой доступности...

Пресс-служба УФПС Московской области – филиал ФГУП «Почта России»
тел. (495) 956-72-77-доб. 197
Mareckaya.r@ufps-mo.ru