Второй подход: в Петербурге начинается следующий этап транспортной реформы

2 Июня 2022
Переходу на новую транспортную модель могут помешать проблемы с поставками техники.

С 1 июня в Санкт-Петербурге стартовал второй этап так называемой «транспортной реформы». Ранее сообщалось, что с наступлением лета по обновленным стандартам начнут работать 94 автобусных маршрута. Однако теперь речь идет уже о 57 маршрутах. Также должны появиться 20 новых маршрутов, а коммерческий пассажирский транспорт наоборот, исчезнет с дорог Петербурга. Всего за лето на новые маршруты должны были перейти 693 автобуса. Эксперты признают, что новая система порождает и новые проблемы для горожан. В частности, трудности могут возникнуть с обеспечением автопарков необходимой техникой.

Предыдущий этап перехода на новую модель транспортного обслуживания начался 1 апреля. Горожане уже заметили, что разномастный пассажирский транспорт сменился автобусами лазурного цвета. Также появилось много новых маршрутов, а старые были откорректированы.

«На первом этапе на 97 городских маршрутов вышли 864 современных автобуса. Напомню, новый транспорт низкопольный, работает на экологичном топливе, оснащен системами видеонаблюдения, кондиционирования, информирования», – рассказал председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков.

Однако чиновник признал, что переход происходит не без проблем. Так, у горожан возникли сложности с активацией нового пересадочного тарифа «60 минут». Напомним, что тариф предполагает льготную оплату проезда в течение часа: первая поездка обходится пассажиру в 40 рублей, вторая – в 10 рублей, а все последующие – бесплатно. В первые дни его внедрения нередко подводила техника, кроме того сами пассажиры путались с новыми правилами. Также поступали жалобы пассажиров на нарушение расписания некоторых маршрутов. Оперативно подстраиваться под новшества пришлось также водителям.

Эксперты опасаются, что на ход реформы может повлиять текущая геополитическая ситуация. На втором этапе запланирована отмена более чем трех десятков «коммерческих» маршрутов. Компенсировать их должны социальные, а для этого необходима новая техника.

«Да, проблемы есть. Из-за введенных против России санкций автопроизводители столкнулись с рядом проблем, которые привели к нарушению логистических цепочек», – отметил глава Комтранса.

При этом в руководстве комитета заверили, что данные проблемы не повлияют на сроки реализации второго этапа модели. Автобусы собирались закупить у отечественных предприятий, например, Volgabus, а также у белорусского МАЗ.

Наибольшую напряженность реформа создаст для самих пассажиров, которым придется привыкать к стремительно внедряемым новшествам. Несмотря на появление новых маршрутов пока еще на остановках нередко можно наблюдать столпотворения. А от пассажиров поступает множество жалоб, связанных с новыми правилами перевозок и тарифами. Эксперты также напоминают об устаревшей дорожной сети и несовершенной инфраструктуре, которая меняется куда медленнее правил перевозок.

Еще в прошлом году в Петербурге анонсировали крупный инвестпроект, связанный с модернизацией транспортной системы. Компания «Мегалайн» предложила построить в мегаполисе целую сеть транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Город заключил с инвестором соглашение на постройку 61 объекта на сумму 186 млрд рублей.

Подобные объекты уже давно строят за рубежом, так как в условиях мегаполиса они значительно повышают комфорт горожан. В состав ТПУ входят крытые павильоны с удобными переходами от одного вида транспорта к другому, а также коммерческие, деловые, социальные и иные объекты. На территории России ТПУ активно строят в Москве. За 11 лет в эксплуатацию сдали 40 ТПУ, и еще примерно столько же находятся в процессе. По словам местных властей, это позволило снизить загруженность дорог на 7%, что для мегаполиса высокий результат.

В Петербурге программу развития аналогичных объектов разработали еще в 2014 году. Но только в 2021 году нашли инвестора для ее реализации. Как заверяет застройщик, компания работает с местными поставщиками материалов и обладает штатом квалифицированных специалистов. Поэтому проблем со сроками реализации проекта не будет. В «Мегалайн» готовы начать работу, как только получат все необходимые согласования от чиновников.

«Мы убеждены, что реализация этого проекта нужна и горожанам, и бизнесу. Строительство подобных объектов позволит не только обновить или создать новую транспортную инфраструктуру – на базе ТПУ появятся новые точки роста деловой активности, позволяющие развиваться малому и среднему бизнесу», – разъяснял директор ООО «Мегалайн» Геннадий Корупятник.

Реализация инвестпроекта позволит усилить эффект от транспортной реформы: ТПУ сделают пересадки удобнее, что простимулирует пассажиров чаще пользоваться городским транспортом. При ТПУ также будут организовывать перехватывающие парковки для личного транспорта. Это поможет разгрузить городской центр от автомобилей, при этом не лишая горожан комфорта передвижения. Инициативу уже поддержало Агентство стратегических инициатив, положительно о ней отзывался и президент России Владимир Путин.

Озвученные плановые сроки начала строительства ТПУ – 2024 год, а окончания работ – 2030 год. Третий, он же последний этап транспортной реформы стартует 15 июля. На маршруты должны выйти еще свыше тысячи новых автобуса. По подсчетам авторов проекта именно такого их количества должно хватить, чтобы полностью заменить «маршрутки» социальным общественным транспортом. В текущих условиях эксперты прогнозируют, что именно на 3 этапе будет больше всего сложностей. В частности, проблемы могут возникнуть с переходом на экологичное топливо – газ. В перспективе на ряде маршрутов проще будет запустить троллейбусы вместо автобусов.
lfh
Частная инвестиционная компания