Узлы за счет бизнеса: к развитию транспортной инфраструктуры привлекают предпринимателей

8 Июля 2022
Возведение транспортно-пересадочных узлов – дорогое удовольствие. Чтобы не останавливать их развитие, городские власти вынуждены искать средства не только в бюджете, но и у инвесторов.

Плюсы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) власти Москвы осознали довольно быстро. Помимо повышения комфорта самих пассажиров, которым не приходится мотаться по площадям, решая, как из метро пересесть на нужный автобус, налицо была и разгрузка дорог. Да и импульс развития близлежащих к таким мини-вокзалам территорий выглядел слишком очевидным, чтобы его не использовать. Но были и минусы: каждый узел строится по индивидуальному проекту, поэтому удешевить их возведение не получается. Такие хабы – это огромные траты, поставить их на поток без оглядки на бюджет просто невозможно. Но к успешным проектам потянулся бизнес. Так, в столице уже нашли инвестора для строительства ТПУ «Нижегородская» («Рязанская») и «Аминьевское шоссе».

«Мосинжпроект» проводил конкурс на право заключения договора купли-продажи 99% акций ЗАО «ТПУ «Рязанская», которые оценили в 84,5 миллиона рублей. Владелец актива получит возможность поставить свой офисный центр с паркингом на 58,4 тысячи квадратных метров в ТПУ «Нижегородская» на юго-востоке Москвы.

За 115 миллионов рублей ушел (изначальная цена составляла 83 млн) на торгах договор купли-продажи 99% акций АО «ТПУ «Аминьевское шоссе». В хабе на западе столицы можно будет построить многофункциональный комплекс на 46,4 тысячи кв. м. Для компании-победителя это не первая победа, ранее Messier Group на торгах получила ряд активов в ТПУ «Текстильщики», «Печатники» и «Боровское шоссе».

А ведь мини-вокзалы не только повышают комфорт пассажиров, но и ведут к развитию дорожной сети. Сейчас идет активное строительство трассы «Варшавское шоссе – Андреевское – Яковлево», начатое еще в 2019 году.

- Кроме того, трасса обеспечит доступность железнодорожных станций МЦД-2, прежде всего, ТПУ «Остафьево». Также благодаря новой дороге разгрузится действующий путепровод в северной части Щербинки, – уверен заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Меньше десяти лет понадобилось, чтобы в Троицком и Новомосковском округах появились более 300 километров автомобильных дорог. До конца 2023 года здесь планируется ввести в эксплуатацию еще около 150 километров.

— Каждая современная трасса, реконструкция существующих и создание новых улиц, небольших дорог делает самые молодые округа привлекательнее и комфортнее для жизни, — рассказал Андрей Бочкарев.

Берет столичный опыт на вооружение и Ленинградская область. На прошедшем в июне ПМЭФ-2022, губернатор Александр Дрозденко подписал договор о строительстве ТПУ «Кудрово» с компанией «Мегалайн». В числе прочего упоминается, что в составе ТПУ будет вестибюль станции метрополитена, автовокзал, остановки общественного транспорта, перехватывающая парковка, а также коммерческие помещения. Понимая, что тащить такой крупный инфраструктурный проект за бюджетный счет региону не под силу, он нашел инвестора, готового вложить миллиарды рублей в строительство узла, который свяжет будущую станцию метро с наземными видами транспорта.

В самом Санкт-Петербурге, видимо, думают несколько иначе. Во всяком случае изначально «Мегалайн» должен был вложить около 186 млрд рублей в сеть из 61 ТПУ по всему городу, но постоянные бюрократические проволочки со стороны Смольного не позволили начать масштабное строительство. Так что город на Неве пока будет бороться с пробками и развивать дорожную сеть без транспортного каркаса, что многократно усложняет задачу. В итоге Ленинградская область увела инвестора на свою территорию. Региону необходимо и улучшать дорожную инфраструктуру, и развивать общественный транспорт.

- Наше сотрудничество нацелено на развитие территорий и строительство ТПУ, создание современной транспортной инфраструктуры в Ленинградской области, - подчеркнул генеральный директор «Мегалайн» Геннадий Корупятник. - Развитие и строительство современной инфраструктуры будут способствовать снижению времени, затрачиваемого пассажиром на пересадку, повышению комфорта и безопасности пользования системой общественного транспорта в целом. Мы ожидаем, что это приведет к смене приоритета пользования с индивидуального транспорта на общественный.
Ольга
Мегалайн