Тренд на новые экогорода

21 Марта 2020
Первые города на Земле появились несколько тысячелетий назад как административные, религиозные и торговые центры; города периода зарождения и развития промышленности строились как центры развития экономики; наукограды ХХ века создавались как центры концентрации научной мысли. И до последнего времени почти не появлялись новые города для качественной жизни, где в приоритете не жесткая экономика, а хорошая экология, продуманная городская ткань, гармоничная жизнь. Но мир меняется и постепенно именно это становится мировой тенденцией.

По всей планете «с нуля» возводятся новые города, организованные по-другому – здесь можно сразу, ничего не переделывая и не оглядываясь назад «запустить» жизнь с чистого листа: внедрить новые «зеленые» технологии, добиться максимально низкого энергопотребления, сделать город умным, безопасным и комфортным. Иногда проще начать с начала, а не бесконечно исправлять прошлые ошибки.

Например, в прошлом году было принято решение о переносе столицы Индонезии из Джакарты на другой остров. Одна из основных причин – пробки и экология. Город не справляется с трафиком, что наносит существенный урон экономике, новый город будет спланирован с «чистого листа». Но это вынужденная мера. В мире немало примеров новых городов, созданных для людей, которые хотят жить по-новому. Один из таких городов, где будет проживать около 50 тыс. человек, строится на юго-западе Флориды. Его особенность — энергопотребление будет полностью обеспечиваться за счет солнечной энергии. Город будет застраиваться «активными» домами, производящими энергию.  Весь транспорт в городе, разумеется, также будет работать на электричестве.

Города будущего,  независимые от традиционных ископаемых источников энергии, таких как нефть, газ и уголь, строятся в разных странах. В пустыне ОАЭ возводится Масдар, который будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников.

Компания Toyota планирует построить экогород будущего в Японии. У жителей не будет личного автотранспорта, дома будут построены из дерева, а электричество будет вырабатываться за счет водородных топливных элементов и солнечных панелей.
Также город станет экспериментальной площадкой  для внедрения и «обкатки» новейших систем умного дома – эти технологии, в том числе позволят контролировать состояние здоровья жильцов. Инновационной будет и транспортная система: предусмотрены три типа улиц — проезжая часть для робомобилей, дороги для индивидуальных транспортных средств (велосипеды и скутеры) и пешеходов и полностью пешеходные улицы. Для доставки грузов и для мобильной розничной торговли будут использоваться робомобили.

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялся и Китай. В Great City — «Великом городе», строящемся с нуля, везде можно будет добраться пешком или на велосипеде. А жить там будет ни много ни мало 80 тыс. человек. Разгадка в особой планировке – в центре разместится жилье, а вся инфраструктура – дороги, офисные и административные здания — вокруг него.  Кроме того, город будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии, чем города такого же размера, а количество отходов, производимых горожанами будет ниже на 89%.

В Европе самым известными проектами, пожалуй, могут считаться Neapolis Smart EcoCity на Кипре и экогородок Nye в Дании. В первом будет применена интеллектуальная система сохранения энергоресурсов. Для нужд экогорода будут использовать геотермальную и солнечную энергию. В датском городе решено отказаться от автомобилей. На въезде в город разместится паркинг, дальше можно будет передвигаться только на велосипеде или трамвае.

Самые известные новые города в России, построенные на государственные средства – Иннополис в Татарстане и московское Сколково, пока не имеющее статуса города.

Иннополис, помимо экоориентированности,  стал первым в Европе городом, где можно воспользоваться беспилотным такси  для повседневных поездок.

Сколково также возводится на принципах максимального ресурсосбережения и снижения вреда для окружающей среды. Предполагается, что не меньше половины энергии город будет получать из возобновляемых источников, автомобили с двигателями внутреннего сгорания окажутся под запретом, а утилизация отходов будет производиться методом плазменного сжигания.

Несколько лет назад я начал строить город, в котором было бы также комфортно жить как в Европе, но при этом не нужно было бы уезжать из страны. Город начали строить «с чистого листа», создав все условия для развития развлекательной инфраструктуры. Сейчас в Доброграде есть парк-отель, SPA-комплекс, парк для семейного отдыха, спортивный центр, веревочный и скейт-парки, есть open-air площадка, где ежегодно проходят фестиваль «Усадьба Jazz», гастроли Большого театра, многочисленные концерты, детские и бизнес-мероприятия. Недалеко от города работает Первый клинический медицинский центр — крупнейшая в центральной России частная многопрофильная клиника. Строительство города при этом ведется без ущерба для окружающей среды.

Доброград будет соответствовать требованиям людей нескольких поколений, а красота природы и экология территории будут сохранены. В городе в одном из первых во Владимирской области была введена система раздельного сбора и переработки мусора. Отсутствуют вредные производства.

Мы начинаем активную работу по цифровизации городской среды и будем совместно с нашими партнерами развивать сервисы по автоматизации и цифровизации инфраструктуры «умного города»,  что обеспечит высокое качество жизни в городе.
Тая Мараховская
Доброград
pr_mt@mail.ru
gorod-dobrograd.ru