«Хромой учет» не оставляет россиян

23 Сентября 2013
С 1 августа 2013 года начала работу «горячая линия» Общественной палаты по вопросам необоснованно завышенных платежей за ЖКУ. В первый же день поступило более 100 обращений граждан.
Увеличение платы допускается во втором полугодии 2013 года, но не более чем на 12%, при условии отсутствия роста до июля текущего года. По словам министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, в некоторых субъектах России этот показатель с июля будет равен примерно 15%, а в среднем по году – 7,5%.
Рассмотрим, с какими цифрами столкнулись жители наиболее привлекательных для жизни городов России. Первые позиции занимают миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону.
В Москве тарифы выросли с 1 августа: электроэнергия подорожала на 10-12%, газ – на 15%, тепловая энергия – на 9%, холодная и горячая вода – на 6%. В Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге изменения произошли еще в июле. Жители Северной столицы платят за коммунальные услуги теперь на 14-15% больше. В Екатеринбурге жизненно важные ресурсы увеличились на 12-15%. В Новосибирске средний рост стоимости услуг по теплоснабжению составил 9,8%, по водоснабжению – 9,6%. В южном представителе списка – Ростове-на-Дону – холодное водоснабжение и водоотведение подорожало на 7,7%, тепловая энергия и электричество – на 12%, газоснабжение – на 15%.
Нужно отметить, что среди критериев оценки привлекательности отсутствует графа «Рост тарифов ЖКХ». Однако есть показатели, перекликающиеся с ней. Внимание привлекают благосостояние граждан и инженерная инфраструктура.
«Ежегодно инфляция съедает доходы населения, несмотря на сдерживание ее темпов государством. Говорить о повышении благосостояния населения можно будет только тогда, когда наряду с реактивными мерами по сдерживанию роста тарифов и латанию дыр в коммуникациях будут предприниматься проактивные шаги. К таким мерам относятся в первую очередь наведение порядка с инженерными коммуникациями и переход на двухступенчатый учет потребленных ресурсов (общедомовой и индивидуальный). Это позволит избежать проблем с необоснованными начислениями и перерасчетами», – отмечает Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс» (ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования).
Сегодня региональные и муниципальные власти устанавливают лимиты роста тарифов, призывают граждан жаловаться на завышенные суммы в квитанциях и стараются выявить и наказать виновников. Но решит ли это глобальную проблему?
«Отправной точкой всех проблем в ЖКХ является неудовлетворительное состояние городских инженерных сетей, внутридомовых коммуникаций, жилого фонда в целом. Казнить нельзя помиловать – ответ на вопрос, где поставить запятую, может поставить жирную точку в энергосбережении», – говорит Антон Белов («Данфосс»).
Чем выше инфляция, тем выше в стране будут тарифы. Компенсировать затраты можно, если дать людям возможность регулировать свое потребление тепла самостоятельно. Однако это требует комплексной модернизации отопительной системы большинства жилых зданий старой постройки, осуществить которую можно в ходе, например, капитального ремонта. При этом общая экономия на платежах за отопление достигает 40-50%, а окупаемость модернизации, по словам специалистов, составляет в среднем 2-3 года. Превратить эти цифры в реальные деньги можно, только наладив двухуровневый учет тепла по дому в целом и поквартирно.
Однако на сегодняшний день эта мера не везде реализована даже на общедомовом уровне – все равно что прийти на рынок, не зная, сколько у тебя денег в кошельке. В финансовых вопросах должна быть отправная точка. Так где поставить запятую?


Дополнительная информация: Анастасия Лаврентьева, пресс-служба ООО «Данфосс».
Тел.: +7 (495) 210 89 54.
Анастасия Лаврентьева
Данфосс
press@info-danfoss.ru