Из истории развития витражного искусства

4 Мая 2010
Витраж (от лат. vitro – стекло) – декоративное произведение (своего рода мозаика) из цветного стекла, чаще всего используемое для украшения оконных или дверных проемов. Кусочки цветного стекла самой разной формы и фактуры, соединяясь между собой различными способами, образуют причудливый орнамент или сюжетные композиции.
Историками-археологами было установлено, что примитивные витражи существовали в Древнем Египте уже во втором тысячелетии до нашей эры. С течением времени витраж становится неотъемлемой частью любого храма: готические соборы обычно украшались огромными орнаментальными витражами библейской тематики из фрагментов многоцветного стекла разной формы. Витражи в окнах были красивы не только сами по себе, проходящий сквозь них солнечный свет создавал удивительную атмосферу в помещении. Именно в Средневековье искусство изготовления витражей достигло своего расцвета: каждый витраж в то время создавался вручную и поэтому и каждый из витражей можно по праву называть произведением искусства.
К эпохе Возрождения витраж превращается в настоящую живопись по стеклу, получают свое распространение сюжетные витражи, основой для которых служат полотна известных мастеров. Постепенно витраж становится предметом декора не только в соборах и дворцах, но и в частных домах все чаще и чаще можно увидеть небольшие комнатные витражи. В это же время появляется и новая техника изготовления витража: гризайль («grisaille»). Орнамент наносится одной-двумя красками разных оттенков от самого темного, до самого светлого. Иногда для оживления витража, выполненного в технике гризайль, в рисунок вводились отдельные яркие пятна сочных оттенков. Также мастера-витражисты использовали в своей работе такой прием, как наложение цветных стекол друг на друга.
В России витраж появился еще в 12 веке, но основным элементом декора русского дома не являлся, вошел в моду только в начале 19 века. Однако по тем временам витражи были роскошью, стоили баснословных денег, так как собственное производство витражей в России не было налажено до конца 19 века, поэтому они привозились из Европы, сделанные по заказу или уже готовые. Но все же русская смекалка помогла найти выход: широкое распространение получили так называемые «подделки», имитация витража: оконные стекла, расписанные масляными красками или оклеенные цветной бумагой.
В отличие от европейских стран, витраж в России сначала появился в интерьере царских дворцов, потом уже в дворянских особняках. Что касается церквей и храмов, то там использование витражей было крайне редким ввиду их дороговизны и особых традиций православного зодчества. Но к началу 20 века, когда в стране наконец-то наладилось производство витражей в промышленном масштабе, разноцветная стеклянная мозаика стала доступна широкому кругу людей, а применение витражей в строительстве стало носить массовый характер: витражи теперь украшали не только дворцы с особняками, но и общественные места (церкви, школы, больницы и даже бани). Примечательно, что само слово «витраж» появляется в русской речи как раз тогда. В 18-19 вв. вместо этого слова чаще всего употребляли «транспарант», «стеклянная мозаика», «живопись на стекле» или «стеклянная картина».
К сожалению, с началом Первой мировой войны производство витражей (как, впрочем, и выпуск других отделочных и строительных материалов) было приостановлено, а после Октябрьской революции и вовсе прекращено. Лишь в 30-е годы витражное дело ненадолго ожило, и в России появилось социалистическое витражное искусство со своей тематикой. Мода на витраж в интерьере вернулась в Россию уже после в конце 20 - начале 21 века. На сегодняшний день в нашей стране существует бесчисленное количество студий, предлагающих эксклюзивные витражи ручной работы с использованием классических традиций витражного дела. И вновь витраж как элемент декора дверных или оконных проемов становится предметом роскоши, который может позволить себе далеко не каждый. Однако небольшие сувениры, изготовленные с использованием витражной техники, доступны практически каждому.