Исследование российского рынка обоев

7 Декабря 2010
В ноябре 2010 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка обоев.
Рынок обоев в России на протяжении последних пяти лет демонстрирует снижение темпов развития. В 2010 году объем продаж обоев останется на уровне 2009 года, превысив 250 млн условных кусков.
По итогам 2009 года объём производства обоев составил 85,73 млн. усл. кусков, что на 10,6% больше, чем в 2008 году (77,48 млн. усл. кусков). На основе данных по производству за первые 8 месяцев 2010 года (63,5 млн. усл. кусков) прогнозируется, что по итогам года производство может достичь 87–90 млн. кусков, что на 1,4–1,6% больше предыдущего года.
Крупнейшим производителем обоев в России является ООО «КОФ «Палитра» (Московская обл.). На долю предприятия в 2009 г. приходилась третья часть общероссийского производства. Совокупный объем выпуска обоев по России на семи крупнейших предприятиях в 2009 году составил 95,3% по отношению к объему производства в 2008 г.
Россия импортирует и экспортирует, в основном, виниловые и бумажные обои. Заметно увеличивался импорт стеклообоев в последние годы. Объем импорта значительно превышает объем экспорта. По расчетам Discovery Research Group по итогам трёх кварталов 2010 года в Россию было ввезено 62,5 тонн обоев на 247 млн. долл., что на 16,4% и 27,9% больше, чем за аналогичный период 2009 года в натуральном и денежном выражении соответственно. Что касается экспорта, то по итогам 3 кварталов 2010 года его объёмы упали более чем в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составили 3,9 тыс. тонн на 15,3 млн. долл.
Наибольшей популярностью у потребителей пользуются виниловые обои - 34% и флизелиновые обои - 26%.
Среднедушевое потребление обоев сократилось с 2005 года более чем в 2 раза в натуральном выражении, но в стоимостном выражении - выросло на 22%, что свидетельствует о более чем двукратном росте цен на обои за период с 2005 по 2009 год., а также об изменении потребительских предпочтений в сторону интереса к более дорогим обоям.
В условиях снижения покупательной способности населения (которое будет сохраняться еще в течение 1-2 лет после кризиса) спрос на обои как на традиционный для России отделочный материал может увеличиться. И даже если это увеличение будет сравнительно небольшим, 15%-ное падение импорта потребует замещения отечественной продукцией. Судя по всему, 2010 год станет первым на протяжении долгого периода времени, когда объем собственного производства возобладает над импортным.
Павел
DISCOVERY Research Group
495 9681314
research@drgroup.ru