Рынок ламината в РФ продолжает уверенный рост в 2012 году

1 Ноября 2012
Результаты продаж ламината в России за первые 8 месяцев 2012 года дают основание предполагать, что к концу года, рынок ламината в России вплотную приблизится к 84 млн м2 (74 млн м2 в 2011). Таким образом, рост рынка к прошлому году составит около 13%.

Если все представленные в России бренды ламинированных полов разделить по регионам происхождения, то мы получим три большие группы:
- ламинат российского производства;
- ламинат из Европы;
- ламинат из Китая.
Доля поставок с заводов в Турции и Корее пока настолько мала, что в общей статистике ею можно пренебречь - она вполне уложится в рамки арифметической погрешности.

Самая большая доля рынка у российских производителей - в 2012 году их доля составит не менее 41% от общего рынка потребления ламината (42% в 2011 году).

Как и прежде, лидерами остаются заводы Kronostar (концерн Swiss Krono Group, г.Шарья, Костромской области), Kronospan (концерн Kronospan, г. Егорьевск, Московской области). Оба этих завода уже несколько лет работают, практически, на пределе производственных возможностей. Дальнейший рост здесь возможен только при наличии дальнейших инвестиций в производство.

На третьем месте - завод Tarkett в г.Мытищи Московской области.

В этому году число российских производителей увеличилось - в России начал работу завод UNILIN, который производит ламинат под брендом QUICK STEP, поставлявшийся ранее из Бельгии.

Загрузка этих заводов пока еще далека от производственных возможностей и, при благоприятном развитии событий, эти заводы будут демонстрировать рост в ближайшие годы.

Надо заметить, что все это - данные именно по внутрироссийскому рынку, очищенные от экспорта продукции, произведенной в России в другие страны.

Экспорт из России в 2012 году прогнозируется в объеме 7,3 млн м2 (6,3 млн м2 в 2011 году). Основными, наиболее успешными странами экспорта для российских заводов в 2012 году являются Белоруссия и Казахстан.

На второе место вышел ламинат из Китая с долей 30% рынка (26% в 2011 году).

2012 год, безусловно, рекордный год по объемам импорта из Китая. К сожалению, более половины ввозимого ламината - дешевая полукустарная продукция, с сильно завышенными декларированными параметрами качества. Отсутствие каких-либо стандартов качества ламината в России, системы контроля качества ввозимой продукции, сохранение преференций в определении таможенной стоимости для продукции из Китая - все это делает возможным ввоз в Россию продукции, которую невозможно продать более нигде в мире. Ни российские, ни тем более европейские производители не в состоянии выдерживать честной конкуренции с продукцией, где заявленные технические и экологические параметры - только на упаковке, а сам продукт не отвечает даже минимальным требованиям.

Однако, мы считаем, что этот тренд вряд ли долговременный, и в перспективе ближайших 2-3 лет доля импорта из Китая будет, скорее всего, сокращаться. Этому будут способствовать следующие факторы:

Правительство КНР предпринимает меры по росту стоимости труда в Китае, а это означает, что
а) себестоимость производства будет расти
б) доходы населения будут расти, что будет стимулировать внутреннее потребление - меньше возможностей для экспорта из страны.
Основные производители оборудования для глубокой переработки древесины отмечают неплохой поток заказов на оборудование из Китая. По мере перехода производства на новый технологический уровень растет и цена инвестиций в оборудование, и расходы на грамотную эксплуатацию и обслуживание. Это еще одна составляющая увеличения себестоимости производства.
Логистические расходы будут расти, что в случае такого длинного плеча доставки будет весьма существенно.

Наконец, одним из результатов вступления России в ВТО должно стать снижение ставок пошлин на ввоз импортного ламината, что сделает продукцию Европейских производителей более предпочтительной. Если при этом Россия изберет путь гармонизации действующих внутри страны стандартов качества с Европейскими - это может стать дополнительным фактором, серьезно очищающим прилавки страны от ввоза экологически небезопасных кустарных поделок из Китая.

А пока что, к концу 2012 года ламинат Европейского производства переместится со второго на третье место с долей рынка в 27% (31% в 2011 году). Ламинированные полы из Европы, по прежнему, очень уверенно чувствуют себя в ценовых сегментах ВЫШЕ СРЕДНЕГО, ВЫСОКИЙ и ПРЕМИУМ.

Интересно, что по такому показателю как среднее потребление ламината на душу населения, Россия все еще отстает от основных рынков сбыта стран EPLF, однако, к концу 2012 года приблизится к отметке 0,6 м2 на человека - это выше, чем в Испании и Великобритании, практически на уровне Франции, однако значительно отстает от данного показателя Германии, Австрии, Нидерландов, где потребление находится на уровне 1 м2 на душу населения.

В 2013 году мы ожидаем следущих факторов:
- продолжение роста потребления ламината в РФ, на уровне 5-10%
- рост цен на ламинат вследствие продолжающегося роста цен на сырье;
- начало разворота тренда по экспорту из Китая;
запуска в России очень крупного завода Kastamonu Entegre по производству плит МДФ и ламината, что может оказать серьезное влияние на российский рынок ламината в сегментах ЭКОНОМ и СРЕДНИЙ МИНУС;
- продолжение роста производства на российских заводах Таркетт и Unilin
- начало первых шагов по итогам вступления России в ВТО

Конечно, эти ожидания оправдаются только в том случае, если ситуация в экономике будет оставаться, как минимум, стабильной; мы бы назвали это оптимистичным сценарием развития событий. Усиление же кризисных явлений, безусловно, крайне негативно скажется на рынке, приведет к падению покупательской способности и тогда мы снова будем констатировать спад.
Виталий Бердино
ООО Флоринг Эксперт
+7 (495) 728 14 08
editor@flooring-expert.ru