Отменить «день жестянщика»: как города России справляются с гололедом

30 Марта 2021
Прошедшая зима вновь заставила дорожные службы страны ощутить все «прелести» снегопадов. Но в некоторых городах удалось минимизировать последствия гололеда в виде ДТП и переломанных конечностей пешеходов. Разбираемся, как им это удалось, и стоит ли опасаться «дней жестянщика» по весне.

Опыт столицы
Оперативно вычистить асфальт по ГОСТу до асфальта даже при небольшом снегопаде – для мегаполиса задача по ресурсам очень затратная. На помощь дорожникам приходят современные противогололедные материалы.
Много лет назад Москва обходилась, в основном, пескосоляной смесью. Но вот уже 20 лет  как на нее введен запрет, и это не прихоть чиновников. Во-первых, по весне на 1 м2 дороги скапливалось до 20 кг песка, полностью убрать который с улиц невозможно. Он превращался в токсичную пыль, которой потом дышат горожане. Ветер разносит песок с дорог, превращаясь в опасные пылевые бури. Во-вторых, для обработки дорог пескосоляной смеси требуется в два раза больший парк техники, что создает дополнительные заторы на дорогах. Третий момент – экономический: ликвидация всех последствий обработки дорог пескосоляной смесью выходит городской казне значительно дороже.
Есть и еще один фактор - неэффективность пескосоляной смеси. Москва в свое время стала одним из первых городов страны, где занялись поиском безопасной и надежной альтернативы. Одним из взятых на вооружение противогололедных материалов стал «Бионорд», производимый в Перми.
Разработка заинтересовала москвичей: «Бионорд» топит снег и лед даже при минус 25 градусах Цельсия, в составе имеет органические соли. Поэтому не вызывает засаливания почвы и растворяется весной, не забивая городские «ливнёвки» до потопов. Расход у средства ниже, чем у других реагентов. Влияние на обувь горожан и лапы питомцев – тоже минимальное. Единственное главное условие применения материала – это неукоснительное соблюдение технологии обработки дорог. Как пояснил заместитель руководителя ГБУ "Автодор" Андрей Соколов, сначала счищаются каждые 5 сантиметров снега, затем обрабатывается поверхность. Причем делается это как во время снегопада, так и после него.
Что получила в итоге Москва? Вкупе с правильной организацией газонов и устройством моек для строительной техники переход на новое поколение реагентов позволил сделать столицу чище и безопаснее. Несмотря на колоссальный людской и автомобильный трафик, мегаполис стал городом с самым низким показателем зимних аварий и травматизма пешеходов.
А что за МКАДом?
Глядя на Москву, другие города тоже начали ограничивать использование песка и технической соли на дорогах. Результат не заставил себя долго ждать. В Перми этой зимой число аварий по причине ненадлежащего состояния проезжей части уменьшилось на 34%. Похожая картина и в Ижевске. Там в 20 раз уменьшили объем пескосоляной смеси. Как следствие: в первом квартале 2020 года дорожно-транспортных происшествий было на 13% меньше, чем за тот же период 2019 года. Современные противогололедные материалы помогли сократить количество пылевых бурь, а также уменьшили расходы на очистку города. Исследование, проведенное порталом «SuperJob», показало, что из 500 опрошенных жителей Ижевска 42% остались “довольны” и “скорее довольны” качеством уборки улиц нынешней зимой.
К использованию противогололедных материалов вернулся и Санкт-Петербург. В 2016 году Северная столица частично перешла на песок и соль, но техника с уборкой не справлялась. Город оказывался в снежном плену и многокилометровых пробках. Попытка обойтись механической чисткой и пескосоляной смесью себя не оправдала: в 2020 году Санкт-Петербург закупил 100 тысяч тонн современных реагентов.
В Самаре в этом сезоне решили сделать ставку на механическую уборку. На дороги одновременно выходит по 300-400 единиц техники, которая работает в две смены. Противогололедные смеси используют точечно. Но чтобы качественно и быстро убрать город, нужно иметь в 5-6 раз больше техники, которая будет курсировать по Самаре без перерыва.
- Механическая очистка дорог не решает проблему гололедицы, - поясняет руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. – Тонкую корку льда можно не увидеть, но автовладельцы ее точно почувствуют на себе: сцепление нулевое, машина не слушается руля. Реагенты помогают этого избежать. Достаточно использовать 20-40 граммов противогололедного средства на каждый квадратный метр, чтобы дороги были безопасными не только зимой, но и в весенний гололед.
Валентина Богомазова
УЗПМ
89058355550
bogomazova@uzpm.ru