«Веселый паровозик», колесящий по площади Ленина в Пензе, сбил женщину

22 Февраля 2011
83-летняя старушка неторопливо шла по площади, где тарахтел паровозик. Водитель неосторожно повернул руль, и вот пожилая женщина сбита с ног….

Пострадавшая, как говорят юристы, получила травмы средней степени тяжести — рваную рану ноги, травму головы. Несчастная была госпитализирована. Через две недели она скончалась.

В официальном заключении экспертов сказано, что причиной смерти бабушки стала ишемическая болезнь сердца.

С точки зрения медицины все правильно. Формально женщина умерла не от полученных во время наезда травм. Сказался возраст. Сказались сопутствующие ему болезни. Но как знать, если бы не шок, полученный во время ЧП, боль, кровопотеря, может,женщина прожила бы еще не один год. А так — был человек, и нет его.

Инспектор ГИБДД составил протокол о наезде. Дело ушло в суд. Предполагалось, что водитель понесет ответственность за административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.24 12.24 КоПА РФ, часть вторая.

Но суд Ленинского района города Пензы, рассмотрев обстоятельства дела, постановил, что водителя по этой статье привлечь к ответственности нельзя.

«На основании действующего законодательства и предоставленных документов суд пришел к выводу, что аттракцион «Веселый паровозик» не обладает признаками транспортного средства …. Указанное устройство представляет собой специальную аттракционную технику, изготовленную в порядке индивидуального творчества, является запатентованным промышленным образцом, что подтверждается патентом и свидетельством на товарный знак. Возможность эксплуатации данного изделия по дорогам общего пользования не предусмотрена».

Постановлением Ленинского райсуда производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием в действиях водителя состава указанного правонарушения.

Дочь умершей не могла с этим смириться. Она обратилась в областной суд. Но и там подтвердили правильность первоначального решения Фемиды.

С точки зрения следования букве закона, не подкопаешься. Раз паровозик — не транспортное средство, значит, за рулем сидел не водитель, а лицо, обслуживающее аттракцион. Нет по документам транспорта — нет и основания привлекать кого-то за наезд. Но родственникам погибшей женщины не легче от того, что дорогой им человек был покалечен «изделием».

С точки зрения дознавателей ГИБДД, одни и те же факты можно рассматривать по-разному. Не все так однозначно.

— Хозяин «Веселого паровозика» — некий индивидуальный предприниматель. За рулем сидел другой человек. Водитель, совершивший наезд, в момент происшествия был в состоянии алкогольного опьянения, — сообщила инспектор по пропаганде ОБ ДПС ГИБДД при УВД по Пензенской области. — Этот факт отражен в специальной учетной карточке. Кроме того, по мнению наших экспертов, данный паровозик — это все-таки самоходное транспортное средство. Наши дознаватели не исключают возможности, что оно подлежит постановке на учет в органах ГИБДД. Но экспертиза, проведенная по запросу сотрудников ГИБДД, во внимание принята не была. Ведь в деле фигурировали более весомые, на взгляд суда, документ — патент на изделие и свидетельство на товарный знак.

Дело, как говорится, закрыто, и все вроде бы правильно. Но душу грызут сомнения. И возникает множество вопросов.

Пусть нельзя популярный детский аттракцион назвать транспортным средством. Но кто-то же должен отвечать и за безопасность аттракционов? Как получилось, что к управлению паровозиком в тот роковой день был допущен нетрезвый человек? Ведь пассажиры веселого поезда — маленькие дети, совсем крохи. Да и на площади постоянно бегает ребятня, снуют люди.
Допустимо ли эксплуатировать аттракцион там, где движется интенсивный людской поток?

— На нашей территории много аттракционов, — говорит директор парка культуры и отдыха имени Белинского. — Они, как и положено, регулярно проходят технический осмотр. Мы несем за них ответственность. Проблема в том, что для каждого аттракциона свои правила эксплуатации. Четких требований, прописанных в законе, нет.

Конечно, от ЧП никто не застрахован. И это не значит, что после единичного инцидента аттракцион нужно моментально закрыть. Но почему нельзя сделать его более безопасным? Можно ли запускать это достаточно тяжелое и мощное устройство в людном месте, без всякого ограждения?
В Новосибирске под подобный самоходный паровозик, разъезжающий по дорожкам зоопарка, угодила пятилетняя девочка. Для нее эта история закончилась переломом ключицы.

Тогда в прессе поднялась шумиха. Этот случай вовсю обсуждался на различных интернет-форумах. Кто-то почем зря костерил родителей, не уследивших за ребенком, кто-то пенял на неосторожность водителя. Но большинство сошлось во мнении, что для таких самоходных габаритных аттракционов необходима отдельная полоса движения, где нет встречных пешеходов, машин. И дети рады, и родители спокойны.

Развлечения вносят определенную изюминку в нашу жизнь. И посетители готовы за них платить. Но дайте гарантии, что в цену билета входит обеспечение безопасности!

Как выяснилось, разрешение на курсирование «Веселого паровозика» по площади Ленина было выдано в администрации Ленинского района Пензы.

— Хозяин «Веселого паровозика» — предприниматель из Саратова. Все документы на аттракцион были в порядке, ростехнадзор дал добро на его эксплуатацию, — пояснил сотрудник администрации. — При выдаче документов мы руководствовались тем, что маленькие пензенцы получат недорогое и безопасное развлечение, а казна города — налоговые поступления.
Андрей Плесков
Attranews
andrey8887@list.ru