Кибер-страхование: что тормозит развитие услуги в России

27 Февраля 2017
По разным оценкам, годовой рост рынка кибер-страхования составляет от 25 до 50%. Согласно отчету группы Allianz в 2016 году, рынок страхования от кибер-угроз может стать одним из самых перспективным в ближайшие десять лет. Однако на данный момент эксперты российского ИТ-сегмента констатируют факт: отечественные страховые компании пока не выработали собственный подход к оценке кибер-рисков, что сдерживает рост популярности этой услуги в России.

Доходы рынка кибер-страхования в 2014 году составили $2,5 млрд, а к 2020 году они должны утроиться, сообщила консалтинговая компания PwC. При этом 90% доходов поступили от американских компаний: взломы корпоративных и правительственных ресурсов сделали этот вид страхования самым быстрорастущим страховым продуктом в Америке.

В России рынок кибер-страхования только формируется. То есть ИТ-компании заявляют об интересе к продукту, но подход к оценке рисков у страховщиков не сформирован и правила игры не ясны. «По личному опыту, я сталкиваюсь с полным непониманием у страховых компаний технической специфики страхования информационных рисков, - делится наблюдениями Владимир Княжицкий, глава компании «Фаст Лейн» в России и СНГ. - Для проведения настоящего технического аудита информационной безопасности в компании, надо сделать очень серьезное исследование, которое страховая компания просто не в состоянии провести. Ну не может быть в штате страховой компании такого набора ИТ-специалистов должного уровня и компетенций! Если страховая компания привлекает стороннюю организацию для андеррайтинга, то, по большому счету, проверить уровень качества оценки тоже не всегда представляется возможным».

На данный момент страховые компании в России, готовя предложение для клиента, оценивают риски компании с помощью косвенных признаков и характеристик. Специалисты изучают, как в компании решаются вопросы по управлению рисками в целом; какова философия управления в организации; как хранятся данные; проводит ли компания тестирование систем информационной безопасности и аудиты; какие существуют в компании отчетности и профилактические действия, а так же оценивают размер штата в ИТ. «Этот подход имеет право на жизнь и, по моему мнению, дает приемлемый результат. Но очевидно, что в ближайшее время начнут формироваться более детальные методики, которые все-таки будут отвечать на прямой вопрос по оценке рисков кибер-страхования», - уверен Владимир Княжицкий.

В идеале страховой контракт должен содержать в себе приложения, которые прописывают обязательства страхователя по проведению ряда работ на регулярной основе. Помимо этого, если российские страховщики от кибер-угроз пойдут по западному пути, то в договорах могут появиться и дополнительные услуги: возмещение расходов на расследование кибер-преступления, восстановление работ ИТ-системы, обеспечение защиты заказчика в суде и прочее. Те компании, которые смогут предложить такой актуальный и понятный продукт, займут, по мнению экспертов, солидную долю на рынке.
Ирина Бусалаева
Spice Media