Наталья Степанцева: «Аудит пожарной безопасности – достойная альтернатива надзорной деятельности»

2 Октября 2010
Работа по созданию в России Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» длилась более четырех лет. И вот в мае 2009 года Федеральный Закон № 123 ФЗ от 22.07.2008 г. вступил в силу. С тех пор прошло полтора года, которые показали актуальность и обоснованность внедрения новых законодательных актов в пожарной безопасности, а новый ФЗ №123 уже окрестили революционным.

Произошла ли на самом деле революция в сфере пожарной безопасности? Как работает новый Закон? Наконец, что изменилось в сознании общества в связи с его принятием и применением?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить Начальника отдела аудита пожарной безопасности управления комплексных систем безопасности Специализированного научно-производственного центра «Пожоборонпром" Степанцеву Наталью Ивановну.

Кор.: Наталья Ивановна, пожарная безопасность – это та самая область, в которой очень высока роль и влияние человеческого фактора. Как этот фактор отразился в новом Техническом регламенте?

Н.И.: Да, человеческий фактор в сфере безопасности, и пожарной, прежде всего, чрезвычайно важен. И новый Техрегламент в этом смысле, я бы сказала, выполняет миссию - этот закон становится основополагающим для каждого хозяйствующего субъекта вне зависимости от формы собственности и вида деятельности! Достаточно только перечислить те задачи, которые решались при разработке Технического регламента, чтобы определить, насколько важным стало его принятие и внедрение в жизнь. Разработчики ФЗ №123 должны были:
- определить на законодательном уровне основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты;
- сформировать принципиально новый механизм реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения;
- обеспечить комплексную пожарную безопасность территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
- установить минимально необходимые требования пожарной безопасности к различным видам продукции;
- внедрить системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (а это: оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).

Корр.: Но насколько кардинально новыми стали внедряемые изменения?

Н.И.: Конечно, никто и не ставил своей задачей «разрушить до основания, а затем…». За основу в Техническом регламенте были взяты требования пожарной безопасности, уже применяемые на территории Российской Федерации, отработанные годами, десятилетиями и ставшие привычными для участников рынка документы. Но вместе с тем, закон ввел ряд инновационных моментов, которые ранее не применялись.

Корр.: Можно подробнее рассказать об этом?

Н.И.: Требование времени – создание единой государственной системы управления обеспечением безопасности, основанную на общих методологических принципах. Для этого были введены новые показатели: установлены нормативные (допустимые) уровни «индивидуального пожарного риска» для зданий, сооружений и строений, который «не должен превышать значения одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке» и для производственных объектов - до одной десятитысячной. Принят принципиально новый подход к вопросам обеспечения безопасности людей и имущества от пожаров.

Корр.: Как же тогда согласно нового Технического регламента определить, что пожарная безопасность объекта соблюдена?

Н.И.: Пожарная безопасность будет считаться обеспеченной, если хозяйствующий субъект реализовал одно из двух условий: либо выполнил все соответствующие требования, установленные как в федеральных законах о технических регламентах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности; либо исполнил только обязательные требования, установленные в федеральных законах о технических регламентах при величине индивидуального пожарного риска не более допустимой. Данная возможность выбора определена статьями 4, 6, 79, 93 вышеупомянутого закона, причем выбор производится исключительно собственником объекта.

Корр.: А как изменилось соотношение государственного надзора и добровольного аудита в сфере пожарной безопасности?

Н.И.: В соответствии с Техническим регламентом в РФ появились альтернативные формы оценки соответствия состояния и деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Это либо государственный пожарный надзор, либо независимая оценка риска - аудит пожарной безопасности. Другими словами, в соответствии со статьей 144 Технического регламента, предпринимателю, хозяйствующему субъекту, дается право выбора формы осуществления надзора за пожарной безопасностью на его объекте. Это может быть контроль только за соблюдением того минимального перечня требований, который необходимо выполнять для обеспечения на объекте допустимого уровня пожарного риска.

Корр.: А может быть и вариант на основе оценки и расчета пожарного риска?!

Н.И.: Совершенно верно, именно так. Как правило, надзор носит обязательный, выборочный, эпизодический характер, он не в состоянии охватить всю деятельность организации и поэтому нацелен, прежде всего, на выявление отклонений, нарушений. К нарушителю применяются меры воздействия, санкции. В связи с этим лицо, подвергаемое надзору, не заинтересовано в полном и объективном выявлении всех несоответствий. Совершенно другая роль отводится аудиту пожарной безопасности. Проводится аудит независимой экспертной организацией по приглашению собственника или руководителя объекта - добровольно и систематически, в целях самоконтроля соблюдения государственных требований и добровольно принятых обязательств или в целях добровольного подтверждения соответствия. Результатом аудита является только перечень выявленных несоответствий, который является основанием для разработки плана мероприятий по их устранению. Именно Технический регламент регулирует взаимоотношения хозяйствующего субъекта и надзорного органа в вопросах проведения аудита и отчетности по результатам аудита. Все несоответствия, которые выявляются в ходе добровольного аудита и включенные в план мероприятий по устранению этих несоответствий не могут использоваться надзорными органами для применения санкций. Немаловажно и то, что независимая экспертная организация, которая проводит аудит, разделяет ответственность с руководителем объекта по выполнению плановых мероприятий.

Корр.: А как изменилась позиция собственника объекта в связи с открывающимися перед ним возможностями благодаря новому Техническому регламенту?

Н.И.: Современный руководитель уже сегодня стал заинтересован в максимально тщательном и принципиальном проведении именно аудита, в отличие от надзора. Он прекрасно понимает, что не выявленные нарушения таят в себе скрытые риски, угрозы для осуществления деятельности, неожиданные иски и санкции. Кстати, необходимо отметить еще один альтернативный подход к оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Это - добровольное пожарное страхование. Элементы страхования – тоже своего рода инновация. Закон оговаривает, что при обеспечении пожарной безопасности в качестве законной альтернативы можно применять страхование имущественной ответственности перед третьими лицами.

Корр.: И в самом деле, Технический регламент стал революционным…

Н.И.: … именно благодаря возможности выбора формы оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Как видим, такая альтернатива способствует снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и обеспечению прозрачности процедур осуществления государственного надзора, что, в свою очередь, предупреждает проявления коррупции в этой сфере деятельности. А это и есть основная цель закона - обеспечить высокую степень защиты общества от пожаров, соответствующую современному уровню развития экономики, на основе реализации конституционного права собственника рисковать своим имуществом при безусловном выполнении мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья людей и чужих интересов.

Корр.: Для России подобное решение вопроса пожарной безопасности можно назвать инновационным. А как решаются подобные задачи в других странах? Есть ли подобный опыт, скажем, на Западе?

Н.И.: Подобный подход к оценке риска и элементам страхования без участия органов пожарного надзора применяется во многих странах. Существуют страны, в которых вообще нет органов Госнадзора в этой области. Вместо этого там существует механизм декларирования в области пожарной безопасности или страхования.

Корр.: Как вы оценивает перспективы продвижения нового Технического регламента?

Н.И.: Конечно же мы понимаем, что революционный переворот в сознании общества произвести одномоментно невозможно. «Адаптационный» период к новым требованиям времени займет некоторое время. Потому как должна состояться перестройка взаимоотношений всех сторон, заинтересованных в обеспечении приемлемого уровня пожарной безопасности, что, в конечном итоге, приведет к осознанию личной и общей ответственности за последствия.
Степанцева Н.И.
ЗАО СНЦП Пожоборонпром
web.city@mail.ru
SECLIFE - Ваш гид в области безопасности