Пожарное добровольчество в России: проблемы и пути их решения

16 Февраля 2010
Но как поднять сознательность населения? Как объяснить, насколько жизненно важны элементарные знания пожарной безопасности. И это не громкие слова: активная позиция каждого гражданина может и должна сыграть свою положительную роль. Понимая это, наше государство делает большие усилия по привлечению общественности к борьбе с пожарами, в т.ч. в составе добровольных противопожарных формирова-ний.
Особенно остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельской местности. На сегодняшний день более 32 тысяч населенных пунктов остаются неприкрытыми подразделениями пожарной охраны. Пожарных частей попросту не хватает. А между тем в настоящее время на сельскую местность, где проживает более четверти населения страны, приходятся 34,8% от общего количества пожаров и 43% от общего числа погибших при пожарах людей.

В 2009 году вопрос о добровольной пожарной охране вышел на высший государственный уровень, дважды этот вопрос находил свое отражение в Распоряжениях Президента РФ, в соответствии с которыми разработан Проект ФЗ «О добровольной пожарной охране». В разработке указанного законопроекта ВДПО выступило в качестве соисполнителя ВНИИПО МЧС России.
В ходе работы подготовлен законопроект, с помощью которого предполагается снять законодательные барьеры на пути создания добровольной пожарной охраны и вовлечь в пожарное добровольчество широкие слои населения. Однако не все, что мы считали важным при разработке законопроекта, было учтено. По нашему мнению, в основу проекта федерального закона «О добровольной пожарной охране», заложены некоторые ошибочные подходы и принципы, законопроект содержит второстепенные определения и положения, имеет ряд противоречий действующему законодательству.
Так, в законопроекте размывается сама идея добровольчества, так как в функциях добровольной пожарной охраны предусмотрено выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности и другой коммерческой деятельности (например - издательской, ст. 8 законопроекта). Совершенно четко прослеживается мысль, что формирования ДПО должны зарабатывать самостоятельно (абз. 2, ст.16), что, несомненно, направит все усилия работников, прежде всего, на коммерческую составляющую своей деятельности.
Мы по прежнему убеждены, что основы добровольчества заложены в ст. 27 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 12 Федерального закона 1995 г. «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, которые позволяют гражданам в виде самоорганизации по месту их жительства самостоятельно и под свою ответственность осуществлять инициативы, в том числе в сфере пожарной безопасности. Данные образования по закону являются общественными объединениями, что дает им возможность на получение мер социальной и экономической поддержки со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Полагаем, основные понятия законопроекта также не бесспорны и должны быть изложены в следующей формулировке:
«добровольная пожарная охрана – совокупность общественных противопожарных формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе граждан и (или) юридических лиц - общественных объединений пожарной охраны с целью участия в профилактики и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ»;
«добровольный пожарный - гражданин, осуществляющий бескорыстную деятельность по профилактике и (или) тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в соответствии с положениями настоящего Федерального закона».
Остались без внимания наши возражения по вопросу установления (или навязывания) общественным объединениям пожарной охраны конкретных организационно-правовых форм (ст. 6 и 11 законопроекта), а также установление единой вертикали управления с тяжелой надстройкой во главе с союзом (ассоциацией), объединяющим в себе все виды пожарной охраны и, кроме того, организации, выполняющие работы и оказывающие услуги в области пожарной безопасности (т.е. организации, занимающиеся коммерческой деятельностью). Причем, в цели союза (ассоциации) не входит непосредственное участие в деятельности по предупреждению и тушению пожаров (ст.9 законопроекта).
В этой связи не просматривается взаимосвязь целей (союза) ассоциа-ции и добровольной пожарной охраны (далее ДПО), т.к. в соответствии с законопроектом (ст.1) – ДПО это совокупность…общественных объединений пожарной охраны, …объединившихся для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров.
Противоречащим действующему законодательству и необоснованным видится ограничение количества общественных организаций, которые в свою очередь могут создавать в своей структуре общественные противопожарные формирования (подразделений добровольной пожарной охраны). Однако, статья 9 законопроекта гласит, что в Российской Федерации может быть создано не более одного всероссийского союза (ассоциации) пожарных России и всероссийского добровольного пожарного общества.
Создание «фонда пожарной безопасности» в форме «фонда пожарной охраны» (ст.10 законопроекта) считаем нецелесообразным, т.к. осуществлять формирование имущества на основе добровольных взносов и пожертвований, бюджетных средств, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на цели обеспечения пожарной безопасности, вправе любое общественное объединение.
Разработчики законопроекта по-прежнему под добровольными пожарными дружинами (командами) ошибочно понимают не что иное, как возложение работодателем на работника дополнительных трудовых обязанностей по профилактике и тушению пожаров на территории предприятия (организации). По сути это не добровольная, а скорее штатная или нештатная пожарная дружина (охрана) организаций. Однако, соответствующее положение статьи 11 законопроекта утверждает об-ратное.
В этой связи целесообразно, путем внесения изменений в ФЗ-69 «О пожарной безопасности», законодательно закрепить понятия - «штатная» и «нештатная» пожарная охрана организаций, т.е. на постоянной штатной основе – профессиональная пожарная охрана, профессиональные пожарно-спасательные формирования, на нештатной основе - нештатная пожарная охрана. Подобный подход использован в ст. 7 Федерального закона 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Соответственно необходимо внести изменения в ст. 12 ФЗ-69 исключив из определения «Ведомственная пожарная охрана» слово «…организации…», тем самым предоставив право создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны только федеральным органам исполнительной власти, что выглядит логичным.
Законопроектом предусмотрено, что при исключении юридических лиц и граждан из членов общественных объединений пожарной охраны они не вправе оставаться учредителями этих организаций. Однако, положения Федерального закона 1995 г. «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ не содержит возможности исключения их из состава учредителей.
Кроме того, предлагаемыми нормами (ст. 21 законопроекта) преду-смотрена разработка размеров и форм материального стимулирования добровольных пожарных, что является прямым отсылом к трудовому законодательству и противоречит смыслу добровольчества.
К сожалению, перечисленные и прочие несоответствия делают законопроект непроходимым в ходе согласования в органах государст-венной власти и вызывают опасения, что значительная проделанная работа, в очередной раз, не принесет необходимого результата.
Говоря о добровольчестве, мы не можем не учитывать Федеральный закон от 01 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В нем почему-то в качестве целей благотворительной деятельности предусмотрены только:
«- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
– оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф…»
Эти же позиции учтены и в проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", с которым во многом корреспондируются основные термины и определения рассматриваемого законопроекта о ДПО
Но в ходе работы над законопроектом нам не удалось получить разъяснений указанных выше целей и в МЧС России. Следовательно, если федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не установил соответствующих определений, значит, их нет.
На наш взгляд, ст. 2 Федерального закона 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» должна быть дополнена абзацем следующего содержания: «содействие обеспечению пожарной безопасности». А в ст.5 под добровольцами следует понимать – граждан, осуществляющих благотворительную деятельность в форме не «…безвозмездного», а бескорыстного труда. Так как безвозмездность не предполагает под собой затрат даже на питание добровольца в ходе его деятельности.
Отраженные проблемные вопросы законопроекта вызывают опасение, что указанный проект федерального закона без соответствующих корректировок и доработок не получит окончательной поддержки у федеральных органов исполнительной власти и в этой редакции повлечет за собой отрицательные отзывы.
Надеемся, что наши предложения по доработке проекта федерального закона «О добровольной пожарной охране» будут учтены и найдут свое практическое воплощение.
P.S.
В России волонтерство в области тушения пожаров существует достаточно давно. 117 лет назад, во время работы Всероссийской пожарной выставки, устроенной Русским техническим обществом в 1892 году в Санкт-Петербурге, жизненно важным было признано создание общероссийского центра добровольной пожарной охраны. Этот год считается годом рождения Российского пожарного общества. В 1893 году было создано Соединенное Российское пожарное общество, а в 1898 году Российское пожарное общество стало Императорским. Наиболее широкое развитие в России добровольческое движение в тушении пожаров получило в период с 60-х годов до начала 90-х годов XX века. Деятельность добровольной пожарной охраны была очень весомой, быть добровольным пожарным считалось престижно и почетно. Не случайно силами добровольцев в те времена ликвидировалось до 15% от общего числа пожаров. В начале 90-х деятельность добровольной пожарной охраны по профилактике и тушению пожаров начала сокращаться в связи с экономическими преобразованиями.
Сегодня благодаря активной политике ВДПО распространяется практика создания групп по пожарно-профилактическому обслуживанию предприятий и организаций в Московской, Пензенской, Курской, Ярославской, Ленинградской областях, Республике Татарстан, Санкт-Петербурге. Наиболее показателен опыт создания подразделений ДПО в сельской местности в Оренбургской области, где создано 22 добровольные пожарно-спасательные команды.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеется около 17 тысяч добровольных пожарных. Но это всего лишь цифры... Когда в огне полыхает родное село, а пожарные не успевают приехать, в домах гибнут люди, понимаешь: нужно что-то делать. Не допустить, чтобы «твое, родное», превратилось в руины и пепел. Если основательно проработать Проект, учесть все наши пожелания и внести необходимые поправки в предложенные формулировки, федеральный закон «О добровольной пожарной охране», поможет решить эту проблему эффективно.
пресс-служба ЦС ВДПО
ВДПО
+7(495)947-83-48,
pressa@vdpo.ru