PKI-Форум 2009: роль человеческого фактора при оказании государственных услуг в электронном виде

26 Ноября 2009
С 17 по 19 ноября 2009 г. в Санкт-Петербурге состоялась Седьмая международная научно-практическая конференция PKI-Форум 2009 (http://www.pki-forum.ru/) – одно из ключевых событий в области информационной безопасности. Особое внимание на конференции было уделено вопросам оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, формирования единого пространства доверия электронной цифровой подписи, безопасного применения технологий инфраструктуры открытых ключей (Public Key Infrastructure, PKI).

Взаимодействие информационных систем органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных систем между собой для оказания в электронном виде государственных услуг гражданам и организациям обеспечивает Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Входящий в состав ОГИЦ Федеральный удостоверяющий центр формирует на территории России единое пространство электронной цифровой подписи (ЭЦП) на основе интеграции удостоверяющих центров (УЦ) в систему.

Выполнение государственной задачи оказания электронных услуг в значительной степени зависит от наличия подготовленных кадров. Так, эффективное обслуживание подсистемы удостоверяющих центров ОГИЦ предъявляет высокие требования к квалификации специалистов, в обязанности которых входит организация, развертывание, настройка и обслуживание УЦ. Актуальные вопросы обеспечения компетенции кадрового состава удостоверяющих центров, аккредитованных в подсистеме УЦ ОГИЦ, были рассмотрены в выступлении на PKI-Форуме Зои Поповой, директора Учебного центра "Информзащита" (http://www.itsecurity.ru/). "Следует также уделять внимание подготовке пользователей инфраструктуры открытых ключей и владельцев электронной цифровой подписи к правильному и безопасному применению", – отметила З.Попова.

Заведующий Лабораторией безопасности электронных коммуникаций Учебного центра "Информзащита" Николай Беленький в своем докладе "Архив удостоверяющего центра: мало внимания, но много проблем" рассмотрел проблемы архивного хранения документов УЦ, вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение правил архивного хранения документов. Н. Беленький отметил: "Несогласованность требований нормативных документов и отсутствие внимания производителей программного обеспечения, автоматизирующего деятельность УЦ, к автоматизации процедур архивного хранения могут создать определенные трудности при архивном хранении документов УЦ".

Подготовкой специалистов к использованию технологий PKI и ЭЦП Учебный центр "Информзащита" занимается с 2001 года, когда был создан курс "Теория и практика применения PKI", ориентированный на разработчиков средств криптографической защиты информации, решений PKI и PKI-совместимых систем. За последние два года в Лаборатории безопасности электронных коммуникаций были созданы курсы "Организационно-правовые основы деятельности удостоверяющего центра", "Формирование регламентов деятельности удостоверяющего центра и настройка компонентов "КриптоПро УЦ", "Оператор удостоверяющего центра". В настоящее время центр предлагает полный перечень учебных программ для подготовки всех категорий персонала для удостоверяющих центров. В ближайших планах Учебного центра – открытие новых курсов для потребителей услуг УЦ, а также организация дистанционных курсов и реализация совместных проектов по данной тематике с партнерами Учебного центра.

Об Учебном центре "Информзащита"
Учебный центр "Информзащита" (http://www.itsecurity.ru) – ведущий специализированный центр в области обучения информационной безопасности (Лицензия Департамента образования города Москвы № 023947, Государственная аккредитация, свидетельство № 0296), входит в Группу компаний "Информзащита" (http://www.infosec.ru/group/).
В центре проходят обучение и повышают квалификацию специалисты более чем по 70 тренинговым и комплексным курсам. Проводится авторское и авторизованное обучение, подготовка специалистов к работе с продуктами компаний "Информзащита", "КРИПТО-ПРО", Лаборатория Касперского, Aladdin, Application Security, Assuria, Clearswift, IBM (по продуктам ISS), Microsoft, Positive Technologies. Выдаются фирменные свидетельства об обучении и государственные документы о повышении квалификации. С 1998 года в Учебном центре обучилось более 20 000 специалистов по защите информации из 3000 государственных организаций и коммерческих структур 19 стран.
Дарья Полякова
Учебный центр "Информзащита"
(495) 980-2345 доб. 387,
pr@itsecurity.ru
Учебный центр "Информзащита"