Круглый стол «Защита на дорогах – ответственность каждого»

4 Декабря 2008
12 ноября 2008 года в Москве в рамках программы «ESSO защищает» состоялся круглый стол, посвященный теме «Защита на дорогах – ответственность каждого». Участники кругло-го стола - представители ДОБДД ГИБДД РФ, Академии безопасного вождения, Межрегио-нального центра «За безопасность российских дорог» и другие - обсудили актуальные во-просы повышения безопасности дорожного движения и степень ответственности каждого из его участников за обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих.

Круглый стол в Москве стал очередным этапом интегрированной российско-украинской программы «ESSO защищает», инициированной компанией ExxonMobil в 2006 году в поддержку федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

В обсуждении приняли участие:
• Андрей Иванович Горяинов, начальник отделения нормативно-правового регулирования Департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД РФ
• Эрнест Сергеевич Цыганков, руководитель Центра высшего водительского мастерства Э.С. Цыганкова
• Анастасия Афанасьевна Белова, генеральный директор Академии безопасного вождения России
• Дмитрий Михайлович Леонтьев, руководитель Межрегионального центра «За безопас-ность российских дорог»
• Максим Александрович Пастушенко, корреспондент телепрограммы «Автосити»
• Светлана Николаевна Писарева, руководитель проекта, компания ExxonMobil

В процессе обсуждения были затронуты такие вопросы повышения безопасности дорожного движе-ния, как: состояние российских и украинских дорог, методика подготовки водителей к экстремаль-ным ситуациям, инициативы некоммерческих организаций по повышению безопасности дорог, ре-зультаты деятельности государственных органов, необходимость пропаганды и внедрения практики ответственного вождения и повышения ответственности всех структур, так или иначе связанных с защитой на дорогах, в том числе средств массовой информации.

«Самым очевидным вкладом компании ExxonMobil в обеспечение безопасности на дорогах являет-ся, конечно же, ее продукт – моторное масло ESSO, которое за счет высоких эксплуатационных ха-рактеристик обеспечивает максимальную надежность и срок службы двигателя автомобиля. А если двигатель защищен от поломок, значит, защищен и водитель автомобиля, который в критической ситуации будет уверен, что двигатель его не подведет» - подчеркнула Светлана Николаевна Писа-рева.

Об обстоятельствах возникновения критических ситуаций на дорогах рассказал Андрей Иванович Горяинов, который привел свежие данные статистики ГИБДД: «По состоянию на октябрь-месяц те-кущего года, в Российской Федерации произошло 179 тысяч 434 дорожно-транспортных происше-ствий. В этих происшествиях погибли 24 тысячи 294 человека и получили ранения 222 тысячи 321 человек. Следует сказать, что отмечается снижение показателя аварийности, в частности, количе-ство ДТП сократилось на 7,7% по отношению к аналогичному показателю прошлого года. Количест-во погибших – на 11,6%. Количество раненых – на 8,8%. Основным фактором возникновения ДТП является нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств. Соответст-венно, 84,6% ДТП происходят именно по вине водителей. Из-за нарушений правил пешеходами происходит 16,9% ДТП. Неудовлетворительного состояния улиц и дорог – еще 16,6%».

Недостаточное качество дорожного покрытия и неоптимальную расстановку дорожных знаков отме-тил и Максим Александрович Пастушенко, принимавший участие в автопробеге по маршруту Киев-Москва, организованном в рамках программы «ESSO защищает» 2008 года. Участники автопробега – российские и украинские журналисты – должны были оценить текущее состояние и безопасность украинских и российских дорог, определить наиболее опасные для водителей и пешеходов участков пути и разработать рекомендации по снижению вероятности ДТП на таких участках.

В двух городах по ходу следования пробега была проведена социальная акция «ESSOфоры»: на самых оживленных перекрестках Киева и Калуги пешеходы смогли получить светоотражающие бре-локи-ESSOфоры и с их помощью повысить свою защищенность в темное время суток.

Уделив должное внимание техническим аспектам защищенности участников дорожного движения, выступающие перешли к вопросам обучения и подготовки водителей. Профессор Эрнест Сергеевич Цыганков рассказал о программе повышения водительского мастерства и приемах контраварийного вождения, которые позволяют автомобилистам предотвратить ДТП. Другое мнение по вопросу пре-дотвращения аварий высказала Анастасия Афанасьевна Белова. По ее словам, плохая реакция во-дителей становится причиной ДТП только в 3% случаев. Основным же фактором является поздняя оценка ситуации (50%). Таким образом, снижение аварийности и повышение безопасности дорожно-го движения зависит в основном от ответственного отношения участников дорожного движения к соблюдению правил и повышению культуры вождения.

«Основной смысл защитного, ответственного вождения – научить водителя избегать тех рисков, ко-торые могут привести к возникновению аварийной ситуации. Задача всех соответствующих служб и организаций заключается в том, чтобы изменить отношение водителей и пешеходов к собственной защищенности, привить им потребность в безопасности. Только тогда количество ДТП начнет сни-жаться», - пояснила госпожа Белова.

Итог обсуждения подвел Андрей Иванович Горяинов: «Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам сегодняшнего мероприятия за то, что они обратили внимание на проблемные вопро-сы обеспечения безопасности дорожного движения. Особенно на такую актуальную проблему, как безопасность пешеходов. По нашим данным, значительное количество наездов на пешеходов свя-зано именно с недостаточной видимостью. На мой взгляд, крайне важно, чтобы пешеходы исполь-зовали световозвращающие специальные средства в условиях ограниченной видимости. В этой связи раздача светоотражающих брелоков, которую проводит организатор этого мероприятия, - очень нужная акция. Федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движе-ния также предусматривает целый ряд мероприятий: организационных, нормативно-правовых, тех-нических и других, и на сегодняшний день именно эта программа является основным комплексным инструментом, призванным обеспечить безопасность на дорогах. Тем не менее, очевидно, что ис-ключительно государственные институты вряд ли смогут обеспечить безопасность всех участников дорожного движения в полной мере без поддержки широких слоев общества. В этой связи хотелось бы еще раз подчеркнуть значимость мероприятий, подобных сегодняшнему, и выразить надежду, что присутствующие здесь представители СМИ и общественных организаций поддержат нас в на-шей работе».

Привлечение дополнительного внимания к проблеме защиты на дорогах и содействие повышению защищенности водителей и пешеходов от ДТП, в том числе путем пропаганды использования спе-циальных средств активной и пассивной защиты, а также ответственного вождения, является целью программы «ESSO защищает», которая будет продолжена в 2009 году. Получить свежую информа-цию о программе и продолжить обсуждение вопросов безопасности на дорогах все желающие могут на сайте www.essoprotection.ru.