В 2021 г. объем сделок с гибкими рабочими пространствами в Москве вырос в три раза

28 Декабря 2021
Москва, 28 декабря 2021 г. По итогам 2021 г. объем сделок в сегменте гибких офисов составил  77  400 кв. м, что более чем в три раза больше, чем в 2020 г. (23 900 кв. м). При этом стоит отметить, что сейчас гибкие офисы все чаще выбирают крупные российские и международные компании, что говорит о том, что такой формат стал полноценным игроком рынка. Сотрудничество с корпоративными клиентами находится в приоритете у гибких рабочих пространств, поэтому некоторые операторы готовы освобождать площади для размещения моноарендатора. По оценкам Colliers, высокая популярность такого формата сохранится в течение ближайших нескольких лет.

Крупнейшие сделки в России, 2021 г.:

Ozon - 24 600 кв. м в «Искра Парк», оператор Business Club;

Ozon – 20 000 кв. м на Овчинниковской наб., оператор Flexity;

«Сбермаркет» - ­ 6 000 кв. м в «Балчуг», оператор Space 1;

«Ситроникс» - 5 960 кв. м в «РТС Волгоградский», оператор Практик;

«Яндекс «- 5 600 кв. м в «ОКО, Фаза II», оператор Business Club;

Sigma - 3 170 кв. м в «Литейный», оператор Work City.

Предложение в сегменте гибких офисов в настоящий момент не успевает за спросом. За последние два года средний ежегодный прирост объемов существующих гибких пространств составляет 30-40%. Объем нового предложения в 2021 г. составил 64 тыс. кв. м, тогда как суммарный объем ввода на 2022 и 2023 гг. оценивается в 87 тыс. кв. м (14 тыс. гибких рабочих мест). Новые заявленные площадки сдаются моноарендаторам еще до завершения строительства.

ТОП-5 проектов в стадии строительства:

Ключ, Гостиный Двор - 11 600 кв. м (1 500 р.м.);

Multispace, ВТБ Арена - 10 888 кв. м (1 500 р.м.);

Apollax Space, Тульская – 6 500 кв. м (1 000 р.м);

Workki, Тульская - 8 700 кв. м (1 450 р.м.);

Ключ, Искра Парк - 5 911 кв. м (700 р.м.);

Officeless, Милютинский - 2 242 кв. м (432 р.м.).

Как и в сегменте традиционных офисов, появляется всё больше проектов в формате built-to-suit - на сегодняшний день предлагается 13 площадок (48 000 кв. м) для организации офисов под конечного пользователя. Проекты bts, как правило, предпочитают клиенты, у которых уже был подобный опыт ремонтных работ по индивидуальным параметрам.

Гибкие рабочие пространства в Москве, как правило, представлены в качественных офисных зданиях класса A и B+, что оценивается в 88% от совокупного объема предложения.Некоторые из операторов сетевых рабочих пространств позиционируют себя как площадки премиум-класса, например Space1, WeWork и Multispace. Другие, наоборот, делают акцент на услугах, доступных большинству компаний: например, «Ключ» и «Рабочая Станция». Основной объем столичных гибких офисов сосредоточен в районе Садового кольца: 31% приходится на участок Бульварное кольцо – Садовое кольцо, а 28% расположено между Садовым кольцом и Третьим Транспортным кольцом. Интерес сетевых операторов в первую очередь направлен на крупных корпоративных клиентов, поэтому 95% предложения на рынке – это средние (1000-2999 кв. м) и крупные (более 3000 кв. м) площадки.

Учитывая тренд на популярность гибких рабочих пространств у крупных компаний,  многие сетевые операторы реализуют планы по развитию в регионах. Если говорить об экспансии столичных сетевых операторов в регионы, то их интерес в первую очередь направлен на корпоративных клиентов. Те, в свою очередь, зачастую имеют филиалы и представительства в регионах. В регионах сейчас наблюдается дефицит качественной коммерческой недвижимости. Найти свободное помещение с хорошим ремонтом, удобной планировкой и высоким уровнем сервиса практически невозможно. Таким образом, экспансия операторов в регионы может способствовать удовлетворению увеличивающегося спроса на рынке офисной недвижимости.

Олеся Малахова, заместитель директора департамента офисной недвижимости Colliers: «Сейчас мы наблюдаем, что статус гибких рабочих пространтств меняется. Коворкинг или flex space очевидно больше не временные незакрепленные рабочие места для фрилансеров и стартапов, а корпоративный продукт, который решает задачи компаний на достаточно длительный период (1,5-3 года), что подтверждают и объемы сделок корпоративных компаний в коворкингах. На фоне пандемии многие компании пересмотрели свой подход к организации офисного пространтства, и зачастую выбирают flex не только как дополнение к своему основному офису или под размещение сотрудников на временных проектах, а как новый постоянный офис для компании. По нашим оценкам, в ближайшее время популярность коворкингов будет оставаться высокой, преимущественно это будут форматы BTS, реализованные специально под запрос клиента».
Юлия Погорелова
Colliers
julia.pogorelova@colliers.com