Приобретение прав на объекты культурного наследия

2 Июня 2015
Особое место среди многообразия объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, занимают объекты, отнесенные к культурному наследию.
Определение объекта культурного наследия закреплено в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно указанному Федеральному закону к таким объектам может быть отнесено недвижимое имущество, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также зонах их охраны при формировании и ведении государственного кадастра является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Право пользования объектом, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц может возникнуть:
• в результате приобретения права собственности;
• из актов государственных органов;
• из договоров;
• из судебного решения;
• по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно закону об объектах культурного наследия собственники недвижимости, хранящей отпечаток давно минувших лет (например, дворцов, замков, усадеб), вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, в том числе и продавать. Однако важным условием является то, чтобы состояние объекта культурного наследия не ухудшалось.
Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом, при регистрации права собственности владелец памятника принимает на себя обременения по его содержанию и сохранности. Он не может менять облик памятника, перестраивать или достраивать его, то есть совершить действия, которые могут причинить вред и привести к тому, что памятник утратит значение, установленное при принятии его под государственную охрану.
Обременения должны быть прописаны в охранных обязательствах, включающих в себя не только требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных работ памятника, но и условиям доступа к нему граждан. Охранное обязательство оформляется в форме двустороннего договора между собственником и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным охранять объекты культурного наследия. В нашем регионе это комитет по культуре области.
Собственникам такой недвижимости необходимо помнить, что при осуществлении любых сделок (продажа, приватизация, вступление в наследство, заключение долгосрочного договора аренды) они обязаны представлять охранное обязательство в Управление Росреестра по Курской области.
Кроме того, необходимо обратить особое внимание на то, что в соответствии с нововведениями в законодательстве с 22 января 2015 года при переходе прав на объект культурного наследия, договор, предусматривающий передачу права собственности на такой объект, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности или право владения (пользования) таким имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре указанного существенного условия сделка является ничтожной.
В последние годы государство уделяет особое внимание охране памятников истории и культуры. Государственная регистрации прав на такие объекты является одним из инструментов, обеспечивающих их физическую сохранность и бережное использование.

Государственный регистратор Курской области А.В. Стороженко
Информационный центр Управления Росреестра по Курской области
Управление Росреестра по Курской области