После «ночи длинных ковшей» у малого бизнеса не осталось альтернатив для размещения в центре

13 Мая 2016
Специалисты Отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – проанализировали возможные альтернативы размещения для малого и среднего бизнеса, лишившегося своих торговых точек и павильонов после «ночи длинных ковшей». Оказалось, что уровень арендных ставок для помещений стрит-ритейла в центре Москвы и даже в спальных районах может оказаться «неподъемным» для предпринимателей. Реальных альтернатив для размещения у них остается немного – дорогие торговые коридоры, стрит-ритейл на «неторговых» улицах, коммерческие помещения в жилых комплексах им чаще всего «не по карману и не по статусу».
Специалисты Отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet рассмотрели варианты размещения торговых операторов в центре Москвы и за пределами ТТК с точки зрения малого и среднего бизнеса:
1. Торговые коридоры в центре
В дорогих торговых коридорах на Тверской улице, в Столешниковом переулке, на улице Большая Дмитровка, на Пятницкой улице арендные ставки колеблются от 55 до 70 тыс. руб./кв. м в год. Для помещений площадью до 50 кв. м цены могут доходить до 130 тыс. руб./кв. м в год. Некоторые собственники сохраняют даже долларовые ставки – на уровне 2 000 долл./кв. м в год. Для малого бизнеса такие арендные ставки просто «неподъемны», «потянуть» их в состоянии только сетевые операторы, например, салоны связи. Вакантность площадей в сегменте дорогих торговых коридоров в центре Москвы сохраняется в основном за счет больших площадей от 200 кв. м, которые освободили, в том числе зарубежные бренды, ушедшие с российского рынка. Для помещений площадью 50-100 кв. м вакантность стремится к нулю за счет высокого уровня заполнения со стороны сетевых операторов или дорогих бутиков (часы, одежда, ювелирные украшения). В целом вакантность коммерческих помещений в торговых коридорах в центре составляет порядка 15%, до кризиса найти подобное свободное помещение было в принципе непросто. Стоит учитывать, что собственники помещений на дорогих торговых улицах трепетно относятся к «имиджу» своего продукта, поэтому они обращают внимание на направление бизнеса арендатора. Многие из них готовы пожертвовать свой прибылью в текущем периоде и не сдавать площади малым предприятиям с «бюджетным бизнесом», например, овощной лавке, чтобы сохранить высокий статус своих помещений.
2. Стрит-ритейл в центре на «неторговых улицах»
Центр столицы довольно неоднороден с точки зрения насыщенности стрит-ритейлом. Так можно найти помещения не в торговых коридорах с более низкой ставкой – от 35 до 50 тыс. руб./кв. м в год, например, на Большой Бронной улице. Однако проходимость таких улиц в разы ниже по сравнению со снесенными торговыми точками у метро, поэтому малый бизнес при таком размещении может просто не окупаться из-за низкого трафика.
3. Помещения в дорогих жилых комплексах в центре
Также в центре существует возможность размещения в коммерческих помещениях в новых жилых комплексах, однако учитывая высокий класс новостроек в центре (бизнес+, премиум-и элитный сегмент) малому бизнесу будет практически невозможно «пробиться» в такие помещения. Для создания соответствующей классу объектов инфраструктуры собственники отбирают предприятия премиального сегмента, иначе целевая аудитория размещаемого бизнеса будет просто не совпадать с составом жильцов. При этом арендная ставка в новых жилых проектах в центре составляет порядка 40 тыс. руб./кв. м в год
4. Помещения в новостройках массового сегмента за ТТК
Уйти в коммерческие помещения в жилых комплексах массового сегмента малому бизнесу также будет непросто, поскольку помещений требуемого для них формата (не более 20-30 кв. м) в жилых проектах практически не представлено. В жилых комплексах обычно предлагается минимальная нарезка помещений от 50-80 кв. м. Арендная ставка для такого формата варьируется от 15 до 40 до тыс. руб./кв. м в год в зависимости от насыщенности трафика вдоль таких помещений.
5. Помещения в старом жилом фонде в «спальниках»
Старый жилой фонд кажется самой приемлемой альтернативной размещения для малого бизнеса. Однако арендные ставки для стрит-ритейла в проходных местах в спальных районах сопоставимы с ценами на объекты в ЦАО вне торговых коридоров за счет насыщенного трафика – на уровне 40 тыс. руб./кв. м в год, а начинаются ставки от от 15 до тыс. руб./кв. м в год для угловых и непроходных помещений. Стрит-ритейл активно перемещается в спальные районы, где чаще всего сосредоточена большая целевая аудитория подобных предприятий. При этом уровень вакантности помещений в старом жилом фонде в спальных районах у метро минимален, найти хороший объект бывает крайне трудно, поскольку с точки зрения стрит-ритейла там наиболее насыщенная покупательская среда.
«В снесенных павильонах и торговых точках у метро размещались преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса – магазины с продуктами и бытовыми товарами, еда на вынос и т. д. Реже это были сетевые операторы – в основном салоны связи и общепит. Сильней всего после “ночи длинных ковшей” пострадал, безусловно, малый бизнес, для которого в центре Москвы, просто не существует альтернативных вариантов размещения. Единственный способ сохранить свой бизнес для таких арендаторов – это искать помещения в густонаселенных спальных районах за ТТК, однако и в таком случае им придется столкнуться с трудностями», – комментирует Елена Мишина, руководитель Отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet.