RULEX: владельцы коворкинг-центров продают те услуги, которые у них под рукой

20 Июля 2015
На сегодняшний день в коворкинг-бизнесе нет единообразия в ценовой политике, а главное, нет четкого понимания потребностей действующих и потенциальных резидентов коворкинг-центров, и как следствие, нет какого-то унифицированного предложения, которое могло бы рассматриваться игроками и потребителями этого бизнеса, как стандарт. К такому выводу пришли специалисты коворкинг-центра для стартапов RULEX в результате исследования этого рынка по состоянию на начало лета 2015 г. Кроме того, на фоне падения арендных ставок в сегменте офисной недвижимости, стоимость услуг коворкинг-центров не только не упала, но и кое-где подорожала.
Однако это пока существенно не отразилось на росте коворкинг-услуг в Москве. По некоторым оценкам специалистов, ожидалось, что в 2015 г в Москве будет уже более 600 коворкинг-центров, но фактически в столице не насчитывается и половины ожидаемого количества, причем, эти объекты абсолютно разные как по своему техническому назначению и площади, так и по характеру оказываемых услуг.
Первая и самая «привилегированная» категория – это так называемые бизнес-инкубаторы, хабы или технопарки, открываемые при поддержке правительства Москвы. В их составе обязательно есть и коворкинг-центр. Средняя стоимость аренды одного рабочего места в месяц там составляет порядка 6 000 – 9 000 руб; стоимость аренды рабочего места в день колеблется от 500 до 800 руб. Как правило, в эту стоимость входит бесплатное пользование интернетом. Все остальные опции чаще всего оплачиваются дополнительно.
«Стоимость аренды рабочих мест у коворкинг-центров данного типа, - говорит Сергей Мурашов, генеральный директор RULEX, - вполне конкурента и сопоставима с ценой коворкинг-услуг в обычных бизнес-центрах. Но часто, и это основная проблема для их резидентов заключается во-первых, в том, что набор туда осуществляется на конкурсной основе, а во-вторых, такие центры предлагают много избыточных услуг взамен насущных. На начальном этапе компании-стартаперу прежде всего нужна помощь в открытии юридического и фактического адреса, регистрация в налоговой, какая-то стартовая помощь по бухгалтерским вопросам, а ему предлагают консультации по структуре бизнес-плана, по привлечению инвестиций, различные воркшопы по обмену опытом с другими резидентами… Все это возможно и нужные, но самые необходимые для начального этапа бизнеса услуги».
Второй пул коворкинг-услуг, по данным специалистов RULEX, базируется в кафе, арт-библиотеках, центрах и студиях, изначально не предназначенных для коворкинга, но имеющих небольшой избыток площади, который владельцы стараются использовать. Средняя стоимость оплаты в день составляет порядка 500-600 рублей; как правило, владельцы не заключают помесячных или годовых договоров, но часто берут почасовую или поминутную оплату. Стоимость одной минуты работы в таком коворкинг-центре составляет 2-3 рубля. Обычно владельцы предоставляют бесплатный интернет; дополнительного пакета, как правило не существует, либо он составляется из услуг, являющихся основным профилем деятельности объекта (питание, вода, если это кафе, плазменные панели, переговорные комнаты, присутствие на мероприятиях, если это специализированные арт-пространства).
Третью группу составляют малоформатные бизнес-центры, открытые специально под коворкинг-услуги, либо классические офисные центры, имеющие опен-спейс, нарезанный специально для коворкинга. Стоимость дня в таком центре может составлять от 500 до 800 рублей. Годовая стоимость в год колеблется до 200 тысяч руб, количество часов пребывания очень различно, в зависимости от стоимости абонента. «Список основных и дополнительных услуг, предоставляемых этими центрами, мы анализировали особенно тщательно, так как мы и сами работаем именно в этом сегменте, - говорит Сергей Мурашов. – Коворкинг-центры этого типа в обязательном порядке предлагают бесплатный интернет, возможность пользования оргтехникой, переговорной комнатой с оговоренным количеством часов, реже – услугами ресепшн. В некоторых коворкинг-центрах при увеличенном абоненте можно получить фиксированное рабочее место, личный шкафчик. И это, пожалуй, все. Кое-где за отдельную плату можно зарегистрировать компанию по адресу местонахождения бизнес-центра. Дополнительные же услуги не отличаются изобилием и продуманностью, и сильно разнообразятся в зависимости от возможностей владельцев – от бесплатного кофе и доступа к кулеру с водой до посещения семинаров. Примечательно, что даже бизнес-центры, как наиболее «офисоориентированный» тип из трех представленных здесь, не задумываются о том, чтобы обеспечить коворкерам полноценное офисное сопровождение, такое, как сбор корреспонденции, услуги ресепшн и колл-центра и так далее, не говоря уж о более продуманном ассистировании».
По словам Сергея Мурашова, все владельцы московских коворкинг-центров предлагают резидентам услуги исключительно по мере своих возможностей, так как в большинстве случаев этот бизнес является для них дополнительным, но не основным.