Началось золочение декора Зрительного зала Большого театра

12 Ноября 2010
Архитектор Альберт Кавос, восстановивший здание театра в 1856 году, в своих заметках «Grand Theatre de Moscou…» писал о своем старании украсить Зрительный зал как можно более пышно, но в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем.
Декор каждого яруса Большого театра имеет свой индивидуальный рисунок. Насыщенность скульптурно-декоративных элементов убывает по вертикали от лож бенуара к верхнему балкону. «Каждый рапорт – повторяющийся фрагмент декора – имеет своеобразие. Рисунок как будто живой, он танцует. Это уникальная ручная работа. Поэтому к каждому фрагменту надо подходить индивидуально», – подчеркнул М. Сидоров.
До начала золочения убранства Зрительного зала был выполнен большой объем исследовательских работ. На золотой слой, которым был покрыт декор из папье-маше, за последующие 150 лет было наложено до 5-6 слоев позолоты, выполненных в других техниках. Во многом это было связано с тем, что предшествующие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. В некоторых местах золочение даже имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. Реставрационные работы, проводившиеся в советское время, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.
Во время реставрации мастера расчистили лепнину от всех отделочных слоев, восстановили утраченные элементы. Для определения скорости выполнения работ одним реставратором-позолотчиком и расхода золота на один квадратный метр предварительно было произведено контрольное золочение более 80 разных элементов декора.
Всего реставраторам придется позолотить 893 кв.м убранства Зрительного зала. Мастера-позолотчики восстанавливают декор в том виде, каким его изначально задумал Альберт Кавос. Объемные элементы будут покрыты золотом на «полимент». Такую технологию применяют только для внутренних отделочных работ, поскольку полиментное золочение неспособно выдерживать атмосферные воздействия. При этом специалисты считают этот вид золочения наиболее качественным, поскольку оно позволяет столетиями сохранять эффект металлического блеска. Как известно, данный вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране. Для матового блеска будет использоваться золочение на гульфарбу. С помощью этого способа позолоты будет выполнен фон рисунка. Игра блеска и матовой основы придаст декору дополнительный объем и выпуклость. Рисунок станет более рельефным и живым.

Пресс-служба Инвестиционной группы «Сумма Капитал»
+7 (495) 771 60 60
+ 7 (985) 269-7702
* * *
Инвестиционная группа «Сумма Капитал» - одна из крупнейших российских частных инвестиционных компаний, корпоративные интересы которой сосредоточены в области нефтяной логистики, добычи и трейдинга углеводородов, строительства инфраструктурных, промышленных и уникальных гражданских и спортивных объектов, а также в телекоммуникационной и горнодобывающей отраслях.
Компании инженерно-строительного блока ИГ «Суммы Капитал» («ГлобалЭлектроСервис», «Стройновация», «Трансинжиниринг», «Интэкс» и др.) имеют успешный опыт реализации масштабных проектов федерального значения: нефтеналивные терминалы, гидротехнические сооружения и магистральные нефтегазопроводы, мосты, ТЭС, АЭС, спортивные олимпийские объекты, дорожное и гражданское строительство.
В июле 2009 г ИГ «Сумма Капитал» приобрела контрольный пакет компании ЗАО «СУИпроект». ЗАО «СУИпроект» является генеральным подрядчиком проекта реконструкции Государственного академического Большого театра России.
Основатель Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.