О предоставлении информации из Единого государственного реестра прав

14 Октября 2014
Принцип свободного доступа к информации закреплен Конституцией Российской Федерации: "Каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять интересующую его информацию любым законным способом".
В настоящее время у каждого может возникнуть необходимость обращения за предоставлением информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав.
Выписка из Единого государственного реестра прав – официальный документ, выдаваемый Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), содержащий сведения о собственниках объектов недвижимости, а так же о наличии или об отсутствии ограничений и обременений этого имущества.
В своем ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию 22.12.2011 года, Президент России В.В. Путин отметил расширение возможности граждан получать многие государственные и муниципальные услуги дистанционно, в том числе посредством соответствующего интернет-портала и с помощью универсальных электронных карт.
В мае 2010 года начал свою работу интернет-портал Росреестра (https://rosreestr.ru/). Он предназначен для оказания государственных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета в электронном виде.
С помощью портала Росреестра заявители могут в том числе:
- записаться на прием в любой из офисов Росреестра;
- воспользоваться публичной кадастровой картой;
- подать заявление о постановке на кадастровый учет;
- получить справочную информацию по объектам недвижимости в режиме он-лайн;
- подать запрос о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости;
- посмотреть, на какой стадии рассмотрения находится запрос.
Одной из наиболее востребованных заявителями услуг, получаемых в электронном виде, на сегодняшний день является предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП. Сведения из ЕГРП предоставляются физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти, органам местного самоуправления. Необходимость получения выписки возникает у граждан и юридических лиц во многих ситуациях. Она требуется при сборе пакета документов для оформления пособий, субсидий, сертификатов, в том числе, при совершении сделок с объектами недвижимости: выписка содержит сведения обо всех собственниках квартиры, и, что самое важное, действующих в отношении недвижимости обременений. Из документа можно узнать, находится ли объект в залоге, наложен ли на него арест, не заявлены ли судебные требования. Выписка о переходе права содержит сведения о том, сколько собственников сменила квартира и какие документы были основанием для перехода соответствующих прав.
Получение выписки в электронном виде, содержащей общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, не сложное для заявителя дело: для этого даже не требуется обладать электронной подписью (ЭП). Создание запроса происходит путем заполнения полей в специальной форме на портале Росреестра. Выписка из ЕГРП будет предоставлена в электронной форме и подписана ЭП специалиста Росреестра. В случае необходимости, ответ на запрос, представленный в электронной форме можно получить в виде бумажного документа лично, либо путем его отправки по почте.
Если же заявитель обратился с запросом в электронной форме о предоставлении сведений из ЕГРП ограниченного доступа, то в этом случае ему понадобится ЭП. К таковым относятся сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.
Портал Росреестра не является единственным способом получения информации из ЕГРП. Помимо этого, можно направить запрос в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, одним из следующих способов по выбору заявителя:
- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении;
- в виде бумажного документа путем его отправки по почте;
- в электронной форме посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Необходимо отметить, что плата за предоставление информации путем направления запроса в электронной форме через официальный сайт существенно меньше, чем плата за предоставление информации при личном обращении, либо при отправке заявления по почте.


И.о. главного специалиста-эксперта А.В. Кузнецов
отдела предоставления информации
о зарегистрированных правах на
объекты недвижимости Управления
Росреестра по Республике Карелия
Управление Росреестра по Республике Карелия
Управление Росреестра по Республике Карелия