Главные летние тенденции на рынке новостроек

15 Сентября 2016
Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – подготовили обзор летних тенденций на первичном рынке Москвы: увеличение темпов выхода нового объема предложения, новый лидирующий сегмент на рынке, «второе пришествие» элитного и премиального сегментов, нехарактерно высокий спрос для «тихого сезона», нулевая динамика в сегменте апартаментов.
1. Совсем не тихое лето
Летом объем предложения на первичном рынке активно пополнялся новым предложением. За три месяца на рынок вышло 12 новых проектов, а также новые корпуса в уже реализуемых комплексах. Объем нового предложения составил 307,9 тыс. кв. м, что на 85,8% больше, чем летом 2015 года.
По-прежнему лидером по темпам вывода нового объема остался комфорт-класс, его доля в общем объеме нового предложения увеличилась – с 52,8% до 68,3% на фоне сокращения долей других сегментов, в первую очередь, бизнес-класса – с 37,4% до 23,9%.
2. Новый лидер – комфорт-класс
По состоянию на конец лета 2016 года комфорт-класс занял основную долю предложения на первичном рынке – 44%. После разноплановых колебаний структуры предложения по классам в течение года за счет активного вывода в реализацию новых объемов и проектов комфорт-класс превысил долю предложения традиционно лидирующего бизнес-класса (его доля сократилась с 49% до 40% за год). Еще в начале года суммарно доля предложения массового сегмента (комфорт- и экономкласс) заняла первое место в структуре предложения, летом в лидеры вышел уже один комфорт-класс «без поддержки» сегмента эконом.
3. «Второе пришествие» элитки
После заметного замедления темпов выхода новых проектов в высоких ценовых сегментах (элит- и премиум-класс) летом 2016 года на рынок вышло 4 новых проекта в высоких ценовых сегментах или 19,8 тыс. кв. м, что в 3,5 раза больше, чем в аналогичный период 2015 года. Летом 2015 года рынок пополнился 3 проектами элитного и премиального сегмента, после чего за год на рынок вышло только 2 новых комплекса. Таким образом летние месяцы 2016 отметились новой волной девелоперской активности в высоких ценовых сегментах. При этом на фоне выхода масштабных проектов комфорт- и бизнес-класса доля высоких ценовых сегментов все равно сократилась. Доля элитного сегмента в 2016 году составила 4%, а в 2015 году – 8%, премиум-класса в 2016 году – 9%, а в 2015 году – 11%.
4. Спрос «вышел из спячки»
По итогам лета 2016 года отмечен рост спроса, как потенциального, так и реализованного. По сравнению с прошлым годом реализованный спрос по итогам лета оказался выше в 1,7 раз, чем летом 2015 года, а потенциальный спрос – на 11,2%. БОльший рост реализованного спроса по сравнению с потенциальным говорит о сокращении времени на принятие решения о покупке недвижимости по сравнению с летом 2015 года.
5. «Вымирающий вид» или идеальный баланс
По итогам лета 2016 года доля апартаментов в общей структуре предложения составила 22%. В аналогичный период 2015 года она была на уровне 29%. Незначительные колебания объема предложения свидетельствуют о более медленных темпах пополнения сегмента апартаментов на фоне квартир. За лето 2016 года рынок пополнился 5 проектами с апартаментами и несколькими корпусами в уже реализуемых комплексах, а за лето 2015 года было выведено только 2 проекта. По суммарной площади предложения рынок за лето 2016 года пополнился 69,4 тыс. кв. м, что почти в 14 раз больше, чем по итогам лета 2015 года. Количество проектов с апартаментами в 2015 году было 87, по итогам лета 2016 года – 102.
«В годовой динамике прирост объема предложения сегмента апартаментов составил незначительные 0,1%, то есть темпы вымывания реализуемого предложения и выхода нового предложения сопоставимы», – комментирует Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.