С начала кризиса маржинальность девелоперских проектов массового сегмента снизилась вдвое

29 Октября 2017
Рост себестоимости строительства, а также падение цен на жилье с начала кризиса 2014 год привели к значительному снижению маржинальности девелоперского бизнеса. По данным ГК «Атлант», максимальная доходность самых ликвидных проектов массового сегмента в столичном регионе сегодня не превышает 50%, тогда как до кризиса могла достигать 100%.
Маржинальность девелоперского бизнеса снижается. До 2014 года доходы застройщика от реализации жилого комплекса массового сегмента в столичном регионе в среднем составляла 40-50%. При этом доходность наиболее успешных проектов могла достигать 100%. Сейчас средняя маржа находится на уровне 25-30%, доходность очень хороших по своим потребительским характеристикам проектов (с выгодной локацией, продуманной концепцией) в лучшем случае доходит до 50%, а маржа малоликвидных проектов составляет буквально единицы процентов.

«Таким образом, для стабильной работы девелоперу желательно иметь в своем портфеле «микс» нескольких объектов, средняя маржинальность которых будет на уровне тех самых 25-30%, - говорит генеральный директор ГК «Атлант» Роман Лябихов. – Ситуация, в которой компания реализует только один проект слишком шаткая. Даже если этот единственный проект является высокорентабельным, всегда есть риск снижения доходов, например, за счет появления конкурентов в данной локации».

Снижению доходов от девелоперскрго бизнеса способствовало как увеличение себестоимости строительства, так и снижение цен на недвижимость. Значительно увеличились тарифы от «монополистов» и транспортные расходы, подорожало большинство стройматериалов. Импортозамещение хоть и позволило сократить рост себестоимости строительства, но лишь частично. В итоге себестоимость с начала кризиса выросла примерно на 15%. Одновременно стоимость квадратного метра в новостройках массового сегмента в Московском регионе в целом снизились на 10-25%.

В данной ситуации усилия девелоперов направлены на снижение себестоимости за счет оптимизации бизнес-процессов, внедрения новых технологий, перехода на отечественные материалы. Все это позволяет сдерживать дальнейшее падение маржи.

«В перспективе маржинальность девелоперских проектов массового сегмента в среднем, скорее всего, зафиксируется на уровне 30%, - считает Роман Лябихов. - Что в целом соответствует общемировой тенденции. Спрос на недвижимость в дальнейшем, по мере восстановления экономики будет плавно увеличиваться, что позволит застройщикам повысить стоимость квадратного метра и восполнить не дополученную в период кризиса прибыль. Однако никаких сверхдоходов, не ожидается.»