Инфраструктура – обязанность города или застройщика?

20 Марта 2012
Но кто именно должен заниматься строительством школ, детских садов, больниц и других объектов первой необходимости?
Муниципалитет или компания застройщик? Ясность в ситуацию вносят специалисты ГК «МИЦ».
С одной стороны, раз существует девелопер, который застраивает территорию, он и должен заниматься вопросами развития социальной инфраструктуры. Это довольно логично, ведь именно в рамках работы застройщика решается, как будет использована земля – где будут стоять жилые здания, а где объекты инфраструктуры. С другой стороны, все далеко не так однозначно, ведь возведение школ, больниц, детских садов – это довольно масштабное и дорогостоящее дело, и без участия города здесь никак не обойтись.

В случае комплексной застройки какой-либо территории все равно приходится учитывать, сколько детских садов, школ и других социальных объектов потребуется для нормальной жизни людей, где именно они должны располагаться и т.д. Исходя из этого и разрабатываются проекты комплексных застроек. Девелоперу при этом очень трудно находить общий язык с муниципалитетом, чтобы построенные социальные объекты быстро и безболезненно в юридическом плане передавались государству. Когда строится целый микрорайон, построить один или два детских сада не представляет большого труда. Но содержать их на собственном балансе и ждать, когда же, наконец, муниципалитет примет его в свое распоряжение, уже сложнее. Причем иногда такое ожидание может затянуться даже на несколько лет, что ни одному девелоперу на пользу не пойдет.

Своим видением в данном вопросе поделился генеральный директор «МИЦ-Девелопмент» (ГК «МИЦ») Сергей Хорошков. По его словам, вопрос строить или нет объекты социальной инфраструктуры при застройке большой территории (от 10 га и более) перед девелопером не стоит. Если в проекте планировки не будет школ, поликлиник и детских садов, то его просто не примут и не утвердят ни в одной из инстанций. Кроме того, при наличии социальной инфраструктуры наблюдается повышение активного спроса на недвижимость, что означает ее привлекательность для застройщиков. Но есть и сложность, которая заключается в несовершенстве юридической базы данного вопроса. Именно из-за проблемы с передачей социальных объектов в собственность муниципалитета многие застройщики считают их обременительными. При этом строить школы и больницы все равно надо, поэтому девелоперы продолжают работать. Так, например, ГК «МИЦ» в рамках своих проектов в городах Видное и Железнодорожный планирует строить соответственно школу с детским садом и поликлинику.

Итак, мы выяснили, что основной проблемой в организации хорошей социальной инфраструктуры является нерешенность некоторых юридических вопросов. Муниципалитетам в регионах необходимо серьезно работать над ними, чтобы процесс передачи объектов в распоряжение государства был более быстрым и эффективным. Есть ли какие-то другие варианты для решения этого вопроса? Более эффективных вариантов нет, но можно сделать так, чтобы места под возведение объектов социальной инфраструктуры застройщик обошел при освоении территории, а функции заказчика на них осуществил муниципалитет. В принципе, такой вариант не так уж редок, но и здесь у муниципалитетов иногда появляются сложности.