Искусство управлять муравейником

22 Мая 2013
Все большей популярностью в сфере офисной недвижимости пользуются бизнес - центры, принадлежащие нескольким собственникам. Такая практика была заведена в условиях финансового кризиса и практикуется с 2009 года, тогда покупателя на крупные объекты недвижимости найти было непросто, и девелоперы распродавали здания по частям.
О сложностях управления таким объектом рассказывает заместитель коммерческого директора по продажам ГК Facilicom Скачкова Наталья.

Каждый собственник в БЦ владеет помещением от 50 до 800 кв. м. Обычно они сдаются под офисы небольшим фирмам, в основном тем, кому проще будет сняться с якоря для переезда. Бизнес - центры такого плана, как правило в прошлом принадлежали НИИ или промышленным предприятиям, а в настоящем, отремонтированные здания класса В+/ В, С.
По географическому признаку НИИ располагались преимущественно в центральных районах с удобным транспортным сообщением. Сейчас стоимость коммерческой недвижимости в ЦАО достаточно велика и офис в 50 квадратов это уже хорошее вложение.
Владелец распродает дробные площади нескольким собственникам с учетом высокой стоимости на квадрат и выгодности вложений просматривается несомненная выгода для обеих сторон. Однако есть ряд нюансов, которые необходимо учесть при эксплуатации подобных зданий.

Основной проблемой, с точки зрения эксплуатации является инженерные системы, электрические сети и изношенность внутренних конструкций здания, которую не всегда можно разглядеть под косметическим ремонтом. Состояние здания напрямую зависит от наличия профессиональной управляющей компании. Поэтому грамотная УК перед заключением контракта на управление проводит тщательное обследование с последующей калькуляцией. Успешной сдаче площадей в аренду способствует презентабельный внешний вид и стабильная работа всех систем здания. Если управление осуществляется локально, многочисленными эксплуатационными компаниями, интерес потенциальных арендаторов к такому зданию будет снижен. Хотя 2-3 компании вполне могут ужиться между собой, разделив обязанности договорными отношениями. В этом случае, каждый собственник помимо договора со своей обслуживающей управляющей компанией, должен будет заключить договор с компанией обслуживающей лифты. Или с соседствующей УК, которая, возьмет на себя функции по обслуживанию подъемного хозяйства. Когда, как в едином управлении все функции, в том числе и работу с внешними обслуживающими организациями принимает на себя УК.

Площади общего пользования - коридоры, санузлы обычно остаются в активе за первичным собственником, который на свое усмотрение на уборку и ТО нанимает единую УК. А могут, распределяться в доли при продаже, в таком случае, не совсем понятно, как делить при обслуживании площади общего пользования. Существуют примеры, когда уборка происходит в шахматном порядке, что наглядно показывает собственникам недобросовестность нанятой УК. Тогда вопрос быстро решается в пользу соседствующей компании, которая регулярно проводит уборку и обслуживание, прилегающих площадей. Это такой момент негласной, но зато наглядной конкуренции.
Хотя практика нашей компании показывает, что прекрасно можно ужиться в одном здании с несколькими обслуживающими организациями.
Случаются ситуации с незаконным присвоением метров, например, когда один из собственников пытается присоединить метры коридора. Другие при этом выказывают недовольства и начинаются корпоративные войны не редко заканчивающиеся судебными тяжбами. Управляющий компании, в таких случаях всегда будет выступать миротворцем.

Основной момент, который должны понимать собственники при заключении контракта: профессиональная управляющая компания на объекте обязана оказывать услуги для арендаторов по принципу единой службы, брать на себя полное администрирование и работу с надзорными органами, а так же осуществлять услуги по ТО, клинингу, вывозу мусора, снега, принимать участие в формировании имиджа объекта. А самое главное, предлагать собственнику решения направленные на оптимизацию затрат и увеличению доходности.
Функционал грамотной эксплуатирующей организации обеспечивает объекту бесперебойное функционирование всех систем, что напрямую отражается на успешном ведении бизнеса.
PR менеджер Кожина Жанна
ГК FACILICOM
8 (495) 937-40-65