Уменьшение кадастровой стоимости земельного налога – способ уменьшить земельный налог

18 Декабря 2011
После введения новых правил кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в некоторых регионах, особенно в Краснодарском крае, особенно на побережье черного моря, значительно превысила рыночную стоимость.
Кадастровая стоимость стала превышать рыночную в несколько раз. Известны случаи превышения рыночной стоимости над кадастровой стоимостью земельного участка в десятки раз.
Учитывая, что кадастровая стоимость является базой для расчета земельного налога, выкупной цены или ставок арендной платы, то ее установление выше рыночной существенно бьет по карману собственников и других правообладателей земельных участков.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, поэтому правообладателям приходится платить экономически необоснованный и непомерно высокий земельный налог значительный период времени до новой оценки земель. При этом нет никакой гарантии, что при следующей оценке кадастровая стоимость уменьшиться.
Многие собственники и арендаторы и не предполагают, что делать в такой ситуации.
Способы защиты плательщиков земельного налога в юридической практике и теории называют два: обращение с иском о признании недействительными нормативных правовых актов, утвердивших результаты кадастровой оценки и оспаривание действий государственных органов, ответственных за организацию и проведение кадастровой оценки.
Каждый способ требует значительных усилий и времени. Однако есть еще третий способ, он является более простым и понятным.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации кадастровая оценка должна быть максимально приближена к рыночной цене земельного участка. Отсутствие доказательств использования государственными органами при определении кадастровой стоимости рыночной информации и явное несоответствие между кадастровой стоимостью и реальной рыночной ценой земли, является основанием для признания незаконными действий государственных органов по организации и проведению кадастровой оценки и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений.
Последние изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ в статью 66 Земельного кодекса и введение в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" новой главы III.I «Государственная кадастровая оценка земли» только подтвердили правильность данного пути.
На сегодняшний день в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которые должны быть созданы органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Одним из оснований для пересмотра результатов кадастровой оценки закон прямо называет установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Остается надеяться, что новый механизм рассмотрения споров, касающихся определения кадастровой стоимости земельных участков, позволит землепользователям более эффективно защитить свои права.
Анализ свежей судебной практики позволяет сделать вывод, что у правообладателей это получается.