Способы разрешения спорных ситуаций по договорам аренды сейфовой ячейки

10 Июля 2014
Обращаясь в Расчётные центры, граждане полагаются на профессионализм и знания его сотрудников в проведении взаиморасчётов между покупателями и продавцами. Безусловно, сотрудники всегда готовы помочь своим клиентам и делают для этого всё необходимое.
Однако и в этом случае расчёты могут проходить не так гладко, как хотелось бы. Сложности могут возникнуть на любом этапе сделки. Как найти выход из сложной ситуации? Как урегулировать конфликт? Какие способы разрешения спорных вопросов предлагает Расчётный центр?
В процессе сделки условия доступа к сейфу могут претерпеть различные изменения, например: при заключении договора аренды указали неверный адрес, или объект решили оформить на другое лицо, или необходимо исключить условие, которое стало невыполнимо, или, наоборот, включить дополнительное условие, изменился получатель определённого ценного пакета и т.д.
Если возникла ситуация, при которой изначально указанные условия доступа к сейфу становятся невыполнимы для арендаторов, то это неизбежно ведёт к возникновению спорных вопросов между клиентами и Расчётным центром. При этом клиент предъявляет документы для доступа к сейфу, полагая, что он выполнил необходимые условия, а Расчётный центр не может принять такие документы, поскольку сведения, в них указанные, не соответствуют данным, заявленным в договоре в момент его заключения. Возникает конфликт сторон.
Как известно, по общему правилу внесение любых изменений в договор возможно всеми сторонами договора путём подписания дополнительного соглашения, отражающего суть изменений. Если изменения незначительны (1-2 условия), то новым дополнительным соглашением к договору вносятся изменения в соответствующие положения предыдущего соглашения о порядке доступа к ячейке. Если изменений достаточно много, то возможна отмена действующего, ставшего неугодным, соглашения о порядке доступа к ячейке и подписание нового соглашения на новых условиях.
При этом главным условием является согласие всех арендаторов на внесение изменений. Внесение изменений осуществляется путём подписания дополнительного соглашения Расчётным центром, с одной стороны, и всеми без исключения арендаторами, с другой стороны.
Но что делать, если вносить изменения надо, а собрать всех арендаторов для этого невозможно (например, из-за их большого числа или невозможности приехать по объективным обстоятельствам)?
В таких случаях Расчётным центром предусмотрена особая процедура внесения изменений по основаниям, исчерпывающий перечень которых строго регламентирован.
Например, устранить ошибку в фамилии (имени, отчестве) собственника объекта недвижимости или ошибку в адресе приобретаемого объекта, допущенные при заключении договора, возможно по письменному заявлению такого собственника. Однако такую форму исправления нельзя применять, если фамилия, имя, отчество собственника изменились полностью. В этом случае изменения вносятся по общему правилу всеми арендаторами.
Если для получения ценного пакета одним арендатором требуется присутствие другого арендатора, то последний арендатор подаёт заявление о своём отказе присутствовать при получении пакета.
Если полностью изменился адрес объекта, письменные заявления в подтверждение купли-продажи объекта с верным адресом подают покупатель и продавец.
Если предъявляется справка по форме 9, в которой указана регистрация нового собственника (или лиц, имеющих к нему отношение), тогда как по условиям доступа к сейфу требуется предъявление справки Ф.9 об отсутствии ранее зарегистрированных лиц, то заявление подаёт новый собственник Объекта с представлением оригинала вышеназванной справки, заверенной в установленном порядке.
Регламентом предусмотрены и другие случаи разрешения сложных ситуаций с помощью подачи заявлений.
В практике Расчётного центра возникают такие ситуации, зачастую носящие характер конфликтных, когда невозможно разрешить спорный вопрос ни согласованными действиями всех арендаторов, ни заявлением заинтересованной стороны в сделке. В этих случаях арендаторы (участники договора) выступают к Расчётному центру с инициативой способствовать разрешению конфликта. Каким образом?
Расчётный центр в лице его руководителя приглашает всех арендаторов на совместную встречу, чтобы путём проведения переговоров выработать необходимые варианты решения спорных вопросов. Могу с уверенностью сказать, что за всё время работы Расчётного центра все случаи разрешения конфликтных ситуаций с участием руководства Расчётного центра увенчались успехом.
Если не принесли ожидаемого результата ни один из вышеперечисленных способов, остаётся только один выход – обращение заинтересованной стороны в суд за разрешением данного спора.
Расчётный центр неоднократно участвовал в подобных судебных разбирательствах и принимал к исполнению судебные решения. Но всё это потребует немало времени и сил.
Поэтому Расчётные центры при заключении договоров аренды ячейки рекомендуют всем арендаторам быть внимательными при указании условий доступа к ячейке, неоднократно проверять и уточнять условия в соответствии с имеющимися правоустанавливающими документами, достигать взаимного согласия по всем вопросам, касающимся сделки, чтобы спорные вопросы миновали наших клиентов, и запланированные сделки проходили успешно.
Котова Наталия Николаевна, руководитель Расчётных центров “Банковский-6”, “Невский-8”
Расчётный центр “Банковский-6”, “Невский-8”