«Успех заложен в городе по определению»

23 Апреля 2009
Президент группы компаний «Сунжа» Георгий Бабаев рассказал корреспонденту GUIDE Диане Дадашевой о том, как развивается рынок строительства элитного жилья Сочи, и о том, как будут чувствовать себя девелоперы в условиях финансового кризиса.
GUIDE: Рынок элитной недвижимости Сочи достаточно молодой. Что можно считать началом его развития?
Георгий Бабаев: К 2004 году в Сочи сформировался довольно активный рынок недвижимости, однако элитного жилья тогда практически не было. У нас возникла идея поработать в элитном сегменте. Мы нашли архитектора, который смог спроектировать что-то такое, чего еще в городе нет. Вслед за этим в Сочи стали появляться и другие проекты элитного жилья.
G.: Что собой представляет сочинское жилье класса de luxe?
Г.Б.: В элитных комплексах, на мой взгляд, должны быть максимально представлены элементы люксовой инфраструктуры, а также, учитывая, что мы живем в курортном городе, подземный переход, по которому, к примеру, можно на небольшом гольф-каре проехать до комфортабельного пляжа. Но самое главное — дом такого класса не может быть точкой в океане бедлама. Необходим комплексный подход к застройке.
G.: Бытует мнение, что жилье класса de luxe не должно быть выше 7–9 этажей. Но в Сочи как раз все наоборот: чем выше, тем дороже?
Г.Б.: Поезжайте в Сингапур, во Флориду и посмотрите, как строятся апартаменты класса de luxe. Люди бьются за такие квартиры, хотят на высоту. А для такой стесненной территории, как в Сочи, где, по сути, нет свободной земли, а есть только море и дорога в горы, высотки — оптимальный выход.
G.: Сегодня рынок недвижимости замер в ожидании падения цен. Может ли так случиться, что сочинские элитки по ценам сравняются с квартирами бизнес-класса?
Г.Б.: В элитные дома все равно придут люди, которые знают, как зарабатывать деньги, и способные купить жилье, соответствующее их уровню. Поэтому объективных предпосылок для резкого падения цен нет.
G.: Как Вы считаете, где находить средства девелоперам в нынешней ситуации?
Г.Б.: Разумнее всего в ситуации кризиса — рассчитывать на свои силы. Взять больше негде. Такого понятия — проектное финансирование де-факто — уже не существует. Теперь нужно искать новые обеспечительные инструменты.
G.: Как Вы считаете, что для Сочи залог успеха в будущем?
Г.Б.: Я всегда рассчитывал, что именно элитное жилье будет залогом успеха в Сочи. Потому что город сам по себе — неординарный. Не потому, что он такой замечательный, а по одной простой причине — второго такого нет. Живя здесь, люди могут активно заниматься как летним, так и зимним отдыхом. В начале мая еще можно кататься на лыжах и уже купаться в море. То есть успех заложен в городе по определению. Его нужно только правильно развивать.

Коммерсантъ Guide
Сунжа
Сунжа