Города-районы: мечта о среднем классе

26 Марта 2009
Несмотря на бурное развитие рынка в 2000-х годах, на то, чтобы сформировать социально ответственное отношение к девелопменту жилых комплексов и поселков, потребовалось без малого десять лет. Да и сегодня далеко не каждый девелопер считает, что интересы будущих и нынешних покупателей нужно учитывать, а свои планы - корректировать. Точно также не каждый девелопер готов предоставить будущим жильцам не просто коробки с крышей и трубами, а жилую среду в идеальном понимании этого слова, обеспечить их школами, магазинами, больницами и другой внешней инфраструктурой.

Повышенный спрос на жилье с одной стороны, и его высокая стоимость - с другой, привели к тому, что квартиры в Москве не строились, а буквально «штамповались»: застройщики стремились выжать максимум из дорогой московской земли. Точечная застройка, работа с устоявшимися старыми районами и стесненность в квадратных метрах для строительства не оставляли возможности для создания дополнительной инфраструктуры, не говоря уже об обратной связи с покупателями жилья. В этой ситуации продажа квартир напоминала продажу готовых пирожков, когда единственная возможность, предоставленная покупателю, сводилась к окончательному выбору между разными проектами, параметры которых были четко определены застройщиком на проектной стадии. К тому же, девелоперы не видели смысла конкурировать с развитой инфраструктурой Москвы и пытаться собственными силами наладить быт своих клиентов.

Идея же строительства не одного дома, а целого кластера с большим количеством жилых и обслуживающих площадей появилась у застройщиков с выходом на рынок Подмосковья, когда в распоряжении у строителей оказались большие площади земли по сравнительно невысоким ценам. К тому же, чтобы «выманить» покупателей из благоустроенной Москвы, нужно было предоставить им такие условия проживания, при которых их ежедневные потребности можно было удовлетворять на месте, без длительных переездов между городом и областью. Поселок или жилой комплекс, который располагает собственными магазином, школой, досуговым центром, аптекой и другими объектами внешней инфраструктуры, на рынке имеет большую привлекательность, чем аналогичный поселок с привязкой к инфраструктуре соседнего подмосковного города.

«Говоря об инфраструктуре следует понимать не только саму территорию поселка или жилого комплекса, но и всё что его окружает в радиусе, скажем, 5 км», - рассказывает Филипп Портнягин, заместитель генерального директора Инвестиционного агентства недвижимости «КОНДР», которое разработало и реализовало проект поселка с полной инфраструктурой «Салтыковка Престиж». – «Можно, конечно, обнести поселок высоким забором, построить на территории детский сад, школу, спортивный комплекс, медицинский комплекс. Но какова будет стоимость обслуживания всех этих объектов для жителей? К тому же, жизнь за высоким забором похожа на жизнь в тюрьме. Ещё одним отличием социально ориентированного девелопмента является грамотный выбор места расположения ещё на предпроектной стадии и, что не менее важно, формирование и интеграция инфраструктуры поселка в сложившуюся застройку района. Так, в своих проектах сегодня мы формируем вокруг поселка подобие дисконтной сети - договариваемся с локальными предприятиями социального, бытового обслуживания, организациями физкультуры и спорта, магазинами о предоставлении в будущем скидок жителям нашего поселка, взамен мы даем им новый стабильный поток клиентов. При такой схеме работы комфортно всем».

Именно появление так называемых поселков с полной внешней инфраструктурой, своеобразных жилых кластеров, в которых учтены все потребности жильцов, послужило поворотным пунктом в девелопменте. Перефразируя известного экономиста, некоторые девелоперы смогли осознать, что они не торгуют готовыми пирожками, а принимают сложный заказ на проведение свадебного банкета. Продажа дома и продажа инвестиционной квартиры, унитарной единицы на рынке недвижимости - разные вещи. Если во втором случае вполне достаточно адреса, стен и крыши над головой, и решающее значение имеет кирпич и кровля, во втором речь идет не о количестве квадратных метров, а о качестве жизни в данной квартире. Иными словами, продавать можно не только кирпичи, но и уникальную жилую среду.

В этом случае вместо старого, советских времен «общего заказа» мы можем получить максимально адаптированный к нуждам и потребностям покупателей дом, и даже район, полностью готовый к заселению. Этакая «мечта о среднем классе» в средней полосе России. И в самом деле, аккуратные районы, застроенные красивыми малоэтажными домами, со школами и магазинами в шаговой доступности, с озелененными участками и чисто выметенными дорогами – картинка из фильма о западной жизни, которая легко может стать современной российской реальностью. Средства и возможности для такого строительства у девелоперов есть.

Комплексный девелопмент, который создает не только определенное количество квадратных метров, но и уникальную жилую среду, удобную для покупателей, и стал «родоначальником» социально ориентированного девелопмента. В самом деле, когда речь идет о создании условий, оптимальных для проживания дольщиков, необходимо для начала узнать, чего именно хотят дольщики. Этот формат сотрудничества с покупателями, который превращает их из посетителей лавки «готового жилья» в полноправных участников проекта, достаточно нов для рынка, однако он логичен и необходим: в конечном итоге, дольщики приносят девелоперу средства для строительства проекта и вступают в него еще на стадии бумажных планов. Естественно, что они должны иметь право голоса в отношении своего будущего дома и своих инвестированных в строительство средств.

«В текущей ситуации обратная связь с дольщиками является одним из ключевых факторов успеха девелопера, - считает Филипп Портнягин. – “Во-первых, дольщики формируют целый социум людей, доверивших свои средства девелоперу, при этом заинтересованных в привлечении новых дольщиков и завершении строительства объекта, то есть это помогает привлекать в социум новых членов (новых дольщиков). Во-вторых, диалог с дольщиками по самым различным вопросам работает на репутацию компании, как социально ответственного участника рынка. Девелоперы в Европе, особенно в социально-ориентированных странах, таких как Германия и Швеция, давно привыкли при проектировании и строительстве своих объектов учитывать мнение всех участников проекта, включая дольщиков и местных жителей, мы же только учимся работать не вопреки чьим либо интересам, а в согласии со всеми сторонами».

По мнению экспертов, кризис на рынке недвижимости не только не должен помешать развитию социального девелопмента, но, напротив, может помочь компаниям, которые ориентируются на покупателя в своей работе, вырваться вперед. Нынешний рынок недвижимости все больше становится «рынком покупателя», и покупателя взыскательного, а значит, мечта о жилье среднего класса в России вполне может стать реальностью.