Доклад Metrkv.ru на 11 национальном конгрессе риэлтеров.

29 Июля 2008
Использование Интернета в риэлторском бизнесе в городах Северо-Западного Федерального округа России: состояние и перспективы

XI Национальный Конгресс по недвижимости проходил c 15 по 19 июня 2008г. в Москве, в Центре Международной Торговли (ЦМТ). Деловая программа Конгресса была насыщенной: 32 бизнес-тура, 16 секции, 3 круглых стола, семинары. На секции «Интернет и недвижимость» Генеральный директор ООО «Метр КВ» Петрухин В. И. выступил с докладом,который пявляется аналитическим материалом, полученным в процессе практического опыта работы нашей компании.

«Тема моего выступления - сказал Петрухин Владимир Иванович, - обозначена следующим образом «Использование Интернета в риэлторском бизнесе в городах Северо-Западного Федерального округа России: состояние и перспективы». В ходе выступления я доложу вам свои выводы и соображения, которые основываются на результатах практического опыта работы нашей компании в этом регионе.

Считаю, что он будет полезен для всех наших коллег, кто развивает сферу Интернет-услуг для рынка недвижимости.
Наша компания занимается продвижением нового проекта - общероссийского портала по недвижимости. В настоящее время мы создаем и наращиваем базу объектов недвижимости в различных регионах. Для оказания помощи региональным агентствам, а также постоянного и оперативного обновления базы мы открываем региональные представительства в которых на постоянной основе работают наши представители. С сентября месяца прошлого года и по февраль этого года мы отработали во всех областных и республиканских центрах и наиболее крупных городах Северо-Западного Федерального округа. В ходе работы проводились презентации нашего портала и создавались региональные представительства.

Опыт работы показал нам, что проблемы, характерные для Северо-Запада, во многом повторяются и в других регионах, в частности в центральном и южном федеральных округах, где мы также начали работать.

Используя полученный опыт работы, а также данные службы Яндекс за май этого года мы условно разделили все города и, соответственно, прилегающие к ним области и республики, условно можно разделить на три группы. В данном случае я сознательно исключил из анализа г. Санкт-Петербург, поскольку он находится в значительном отрыве от других городов Северо-Запада и этот отрыв измеряется 2-3 годами их развития, а в отдельных случаях - и более.

1. Первая группа «Развитые города». К сожалению, в нашем регионе это единственный город - г. Калининград.

Что характерно для него?


У большинства крупных агентств недвижимости и строительных компаний есть собственные профессионально исполненные сайты,
Работает общегородской портал по недвижимости,
Высокая потребность в Интернет - услугах в сфере недвижимости.
По уровню развития Интернет в сфере недвижимости Калининград приближается к городам с численностью населения 1 млн.человек и более.

2. Вторая группа. «Догоняющие города». В нашем случае это города Петрозаводск, Архангельск, Мурманск, Вологда и Череповец.

Для них характерно:

значительная часть крупных и средних агентств недвижимости в этих городах имеют сайт, среди которых встречаются вполне профессиональные.
Ведутся работы по созданию порталов или есть адекватный и функциональный заменитель городского портала по недвижимости.
Интернет, как инструмент продаж пока не стал обязательным.
Строители, особенно многоэтажных жилых домов, Интернет используют слабо. Объясняется это тем, что новых квартир, выставленных в свободную продажу, строится меньше, чем желающих их купить.


За внешней схожестью городов скрываются существенные отличия. Пример: Петрозаводск и Архангельск
3. Третья группа. «Начинающие города» В нашем случае это города Псков, Великий Новгород, Северодвинск.

Характерные черты:

Только некоторые из агентств имеют собственные сайты, но уровень их исполнения и применения в целом не высок.
Отсутствует практика использования Интернета в риэлторском бизнесе, в результате отсутствия на него спроса.
Отсутствие общегородской электронной базы по недвижимости и высокая роль печатных СМИ.
Имеется существенная разница в развитии рынка недвижимости по его сегментам.
Рынок недвижимости развит слабо, агентства в основном занимаются продажей вторичной недвижимости в городской черте областных и районных центров и частных домов в близлежащих к ним селах. В качестве вывода по условиям развития Интернета в городах Северо-Запада можно отметить: что, несмотря на видимое сходство (география местоположения, численность населения 200-300 т. жителей и др.), каждый город имеет существенные различия. Соответственно - и разные потребности, ожидания и перспективы развития, которые можно сформулировать их следующим образом:

Группа 1 «Развитые города». - Интернет как инструмент продаж.

Внутренний рынок полностью охвачен традиционными средствами. У агентств недвижимости и застройщиков есть потребность во внешних рынках и новых инструментах продаж.

Интернет - новое средство работы на знакомом рынке

Готовы покупать Интернет-рекламу и профессиональные продукты - сайты.

Направление развития - рост конкуренции Интернет-услуг (активное подключение к существущим ресурсам, создание внутренних конкурирующих ресурсов)

Риэлторы Калининграда используют Интернет для расширения географии в поисках новых участников рынка (продавец - риэлтор - покупатель), поскольку на рынке этих городов печатные специализированные СМИ работают давно и активно и почти выработали свой рекламный потенциал. В регионе уже созрела потребность в новых рынках и новых инструментах. Сегодня руководители агентств недвижимости Калининграда активно интересует Белоруссия, страны Балтии, Польша и Германия. Они готовы платить за Интернет рекламу, покупать профессиональные Интернет - разработки, заказывать современные сайты, сотрудничать с Интернет порталами, т.е. в таких городах появилась конкуренция на рынке Интернет услуг в сфере недвижимости.

Пример №1: коттеджные поселки Калининградской обл.

На рынке недвижимости Калининградской обл. представлено более 13 коттеджных поселков. Это больше чем где-либо в СЗФО.
6 из 13 поселков имеют сайты (Заостровье, Де Вилль, Балтийский Риф, Мариенбург, Царево, Самбия)
Компании - застройщики ведут активный поиск покупателей в других регионах.
Но еще раз подчеркну, что в нашем случае, такой город единственный.

Группа 2. «Догоняющие города». - Интернет - как новый уровень работы.

Интернет воспринимается как новый технологический уровень работы риэлторов.

Интернет - способ выйти на внешние рынки и новую аудиторию.

Готовы участвовать в предлагаемых региональных и общероссийских пректах, но без существенных материальных и интеллектуальных затрат.

Направление развития:

Появление профессиональных Интернет-решений для недвижимости
Создание собственных сайтов и участия в городских порталах по недвижимости
Активное использование Интернета риэлторами
О готовности этих городов говорит следующий факт, что буквально через 1-2 месяца после проведения презентации нашего портала, люди присутствующие на них стали открывать собственные сайты. Например: в городе Архангельске, инициативные риэлторы создали 2 неплохих архангельских сайта по недвижимости. Это «Холм - 29.ру» и «Регион - 29.инфо». В этих городах понимают, что за ним ближайшее будущее и очень скоро без Интернета достигнутые позиции на местном рынке могут быть существенно ослаблены. Но возможность активно развивать эту сферу и вкладывать деньги в приобретение компьютеров, создание сайтов, обучения персонала имеют не более 15% от численности агентств, работающих в регионе.

Пример №2 Сайты по недвижимости г.Череповца

Городской сайт по недвижимости - сайт Череповецкой ассоциации риэлторов www.char.su

Крупные компании-застройщики («Стройметиз», СК «21 век», «Инвест-строй» ит.д.) имеют развитые, профессиональные сайты со всеми современными сервисами

Практически отсутствуют сайты у агентств недвижимости (чаще всего страничка на сайте ассоциации)
Группа 3. «Начинающие города» - Интернет для них - как terra-incognita (терра-инкогнита).

Необходимость в Интернет - технологиях для рынка недвижимости пока отсутствует.

Время для работы со сложными решениями и богатым функционалом еще не пришло.

Направление развития:

Создание сайтов агентств
Формирование единой электронной базы объектов
Приобщение к работе с электронными базами по недвижимости.
Увеличение количества компьютерной техники участников рынка недвижимости и приобретение навыков в работе с ней.
Пример №3. Продажа земель в Псковской области.

Псковская область обладает большими массивами с/х земель , в том числе свысокой рекреационной привлекательностью

Область постепенно включается в рынок земли Санк-петербурга и Москвы

При этом, продажа земли через Интернет практически отсутствует.

Особенности и проблемы развития Интернет-технологий в сфере недвижимости в Северо-Западным регионе.

Существенное различие между областным центром и областью: в 50 км от областного центра, как правило, Интернета уже нет.
Высокоскоростной доступ только входит в регионы, а имеющиеся в наличие варианты уже не удовлетворяют возросшие потребности.
В городах работают от 30 до 50 агентств недвижимости. С Интернетом работают только лидеры рынка, а их число не превышает 15-20% от общего количества.
На рынке недвижимости преобладают небольшие агентства с маленькой базой объектов, небольшим штатом и отсутствуем компьютерной техники и Интернета на рабочих местах. На сегодняшний день не все руководители агентств могут предоставить возможность агентам пользоваться Интернетом.
Города севера (Мурманск и область, Архангельск и Северодвинск) активно хотят использовать Интернет для поиска объектов в других регионах. Цель - миграграция населения.
Риэлторы городов (Псков, Новгород и Петрозаводск), специализирующиеся на продаже земли, готовы использовать Интернет для вывода своих ресурсов на рынки мегаполисов.
Интренет-реклама востребована пока только в развитых городах.
Таким образом, в течении предоставленного мне времени, я совершил попытку оценить уровень развития Интернет-технологий в риэлторском бизнесе у нас на Северо-Западе, показать общие и отличительные тенденции в этой сфере в городах данного регигона. А также, по мере возможности, спрогнозировать их развитие в этом направлении.

Во время работы в Северо-Западном федеральном округе мы столкнулись с рядом не прогнозируемых ранее ситуаций и поиска путей выхода их них. Это позволило наработать полезный опыт. По результатам этой работы мы поняли как можно эффективней построить работу в других регионах.

Еще мы получили подтверждение нашего вывода о том, что время работы в регионах пришло. Нужно входить на этот рынок в качестве ускорителей процесса, оперативно реагировать на местные условия и профессионально расти вместе с участниками этого рынка, используя Интернет-технологии, как объединяющий фактор для всех участников рынка недвижимости. Мы уверены, что интернет в ближайшие годы станет необходимым инструментом в работе риэлторов не только крупных городов России, но и всех ее регионов.»

Конгресс - это прежде всего, насыщенная работа по передаче самого передового опыта, повышению профессиональных знаний всех участников рынка недвижимости и диалог по важнейшим вопросам развития российского рынка недвижимости, в том числе и с помощью интернет-технологий, поэтому опыт работы портала metrkv.ru был интересен и полезен участникам.
Дмитриев Алексей
ООО "МетрКВ"
+7 812 347 58 25,
dmitriev@metrkv.ru
продажа недвижимости