Hospitality In.Comm и профессиональное сообщество определили основные тренды гостиничной отрасли

21 Марта 2012
Прошлый год был наполнен интересными и увлекательными событиями для гостиничной индустрии. Это касается и прихода новых игроков на рынок, и создания новых интересных проектов для инвесторов и девелоперов. Появились заманчивые направления и ниши для инвестиций в индустрию гостеприимства. В первую очередь, это касается экозон, реструктуризации пансионатов, создания объектов на водных участках города и многое другое. Обо всех тенденциях говорилось много, но, пожалуй, самые важные были обозначены в рамках круглого стола, организатором которого выступила газета «Ведомости».
Вместе с быстроменяющейся ситуацией в мире, меняется и положение дел практически во всех отраслях бизнеса. Особенно эти изменения заметны в сегменте недвижимости и отдельно в строительстве гостиниц. И, чтобы быть высококлассным специалистом и профессионалом своего дела, необходимо остро чувствовать все изменения и уметь лавировать в них, а также понимать, что важного происходит в жизни коллег и как они реагируют на настоящее положение дел. На разные вопросы у экспертов есть свои точки зрения, но по многим вопросам они пересекаются с аналитиками компании Hospitality In.Comm. Сегодня в России несколько точек и стратегически важных направлений роста и развития гостиничного бизнеса: во-первых, это Москва, как отдельный сегмент и потенциал для развития бизнеса; затем регионы с их уникальными природными ресурсами, зонами и инфраструктурой, города-миллионинники и пятисоттысячники, как второй сегмент, и, национальные проекты как третий.

«Важно отметить, что на развитие отельного бизнеса часто влияют не рыночные индикаторы, а ситуация в стране в целом. Так, например, политические факторы для собственника при принятии решения критичны в более чем четверти случаев. Это касается не только федерального уровня, но и регионального как отражение общей картины развития страны. И это необходимо учитывать девелоперам и инвесторам при входе в тот или иной регион», - рассказала Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality In.Comm.

Наталья Розенблюм, партнер компании Hospitality In.Comm также добавила, что Россия - страна бизнес туризма, а рекреационных туристов, приезжающих в Россию из-за рубежа - единицы. Текущая статистика не совсем корректна, поскольку в большинстве случаев международный турист, на самом деле, приезжает в нашу страну в бизнес- командировку. Тем более, что туристическую визу иностранцу легче получить, чем деловую. Также, важным аспектом остается уровень объектов и сервиса: европейские стандарты качества и уровень комфорта, тем более у бизнес-элиты, совершенно не вяжется с типичным российским отелем. Стоит также отметить, что про внутренний поток «командировочного туриста» также не стоит забывать - их число увеличивается из года в год. По данным на конец 2011 года, 95% постояльцев большинства гостиниц страны – это россияне. Помимо этого, отдельная проблема российской отельной индустрии - это cегментация гостиниц по уровню звездности и ценовых характеристик отельных номеров, что не соответствует ни корпоративным стандартам, ни реальному положению дел на европейских рынках.

Некоторые города, например, участники пула для проведения FIFA еще не насыщены гостиницами. Так, где-то в среднем, в каждом из них не хватает около 300 номеров. Хотя, по девелоперским меркам, это крайне мало. С этим согласились и участники дискуссии и поставили данную тему практически во главу угла. «К строительству новых объектов, особенно под такие значимые мероприятия, нужно подходить очень обдуманно, так как во внимание приходится брать многое: и ее расположение, и использование и заполнение после проведения мероприятий», - добавляет Елена Лысенкова.

Еще одна важная проблема – это cанатории и пансионаты, которые на данный момент являются неокученным и неинтересным кластером для инвесторов, но они имеют колоссальный потенциал для развития. Хотя, есть регионы, где этот вид объектов достаточно популярен, например, курорты Кавказких минеральных вод, но и там требуются дополнительные инвестиции.

Зачастую проблема связана и с тем, что профессиональных операторов на российском рынке ничтожно мало. Инвесторы, в большинстве случаев получившие проекты «в нагрузку» начинают их развивать, так как это дешевле, чем бросить плюс они видят спрос «постсоветского» гостя.
В целом, подводя итоги обсуждению, которое состоялось в редакции издания можно сказать, что развитие отрасли находится в зарождающимся состоянии, а потенциал нашей страны невероятно велик и многообразен и необходимы усилия всех участников процесса, чтобы российские объекты отвечали высочайшим мировым стандартам.