Риэлторские СРО: быть или не быть?

19 Марта 2012
Первый способ (государственное лицензирование) постепенно уходит в прошлое. Ему на смену приходит более эффективный и более удобный для предпринимателей способ регулирования профессиональной деятельности – при участии саморегулируемых организаций (СРО).
Трудности переходного периода
Рынок недвижимости сейчас находится на переходной точке: обязательное лицензирование уже отменено, а членство в СРО пока не обязательно. К сожалению, это не лучшим образом сказывается на операциях по купле-продаже жилья. От действий мошенников страдают не только клиенты агентств недвижимости, но и достойные риэлторы. Сомнительные компании «забирают» часть рынка и формируют негативное представление об отрасли и профессии в целом.
Представители риэлторских агентств считают, что объединение в СРО – это реальная возможность защитить рыноккак от частных обманщиков, так и от компаний, оказывающих некачественные услуги. «Вступление в саморегулируемую организацию поможет исправить ситуацию с «черными маклерами» и окажет благотворное влияние на весь рынок недвижимости в целом, - отмечает Наталья Соломонова, генеральный директор «МИЦ-Недвижимость» (ГК «МИЦ»). – Введение и укрепление института СРО может стать важным шагом на пути к установлению более высоких стандартов в сфере риэлторской деятельности в России».
Единые стандарты – база для дальнейшего развития
Риэлторские услуги включают в себя множество мероприятий, осуществляемых специалистами разных профессий. Это и консалтинг, и юридическая помощь, и брокерские услуги, и работа оценщиков. Создать единые стандарты для такой многоплановой деятельности непросто. Особенно – если нет организаций, которые могут взять на себя основные функции по стандартизации и контролю над деятельностью риэлторов.
Риэлторские СРО призванывосполнить этот пробел. Членство в саморегулируемых организациях помогает наладить качественное взаимодействие между участниками отрасли и позволяет агентствам недвижимости самим принимать деятельное участие в формировании стандартов профессиональной деятельности.
Безопасность клиентов – залог развития рынка недвижимости
В настоящее время уровень доверия к риэлторской сфере в целом еще недостаточно высок. Люди предпочитают доверять конкретным агентствам и с подозрительностью относятся к новым участникам рынка. Казалось бы – чем меньше конкуренции, тем лучше для «старых» компаний. Но не все так просто. Застой всегда является причиной различных «заболеваний» рынка: завышения цен, понижения качества услуг и т.д. В результате проигрывают все, кроме мошенников, которые демпингуют и «снимают пенки», предлагая потребителю более заманчивые условия в сравнении с добросовестными риэлторскими агентствами.
«Если клиенты агентств недвижимости будут знать о существовании саморегулируемых организаций, со временем нормой станет заключение договоров после документального подтверждения членства в СРО, - предполагает генеральный директор ГК «МИЦ» Наталья Соломонова. – Такой подход будет гарантировать безопасность клиентов при заключении сделок купли-продажи жилья».
Чего стоит ожидать?
Пока вступление в СРО риэлторов осуществляется на добровольных началах, но логика развития рынка говорит о том, что членство в саморегулируемых организациях в ближайшем будущемможет стать обязательным условием ведения риэлтерской деятельности, как это уже произошло в сфере строительства и энергоаудита.
Вступление в СРО – важный шаг и сделать его непросто, особенно, если речь идет о маленькой риэлтерской компании. «Многие руководители небольших агентств недвижимости боятся лицензирования, - говорит генеральный директор «МИЦ-Недвижимость» Наталья Соломонова. – Между тем, членство в СРО дает реальную возможность сделать рынок более цивилизованным и создать благоприятные условия для деятельности всех его добросовестных участников».
Скорее всего, вступление в саморегулируемую организацию со временем превратится в своеобразный «входной билет» в профессию. Когда это произойдет, отбор на рынке станет более жестким. Получается, что становиться членом СРО сегодня выгодно во всех отношениях: появляется возможность разобраться в «условиях игры» наначальном этапе, повлиять на создание этих условий и заработать хорошую профессиональную репутацию раньше остальных участников рынка.