Регистрация прав на недвижимое имущество, приобретенное в порядке наследования

7 Августа 2014
Согласно ст.17, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации со смертью прекращаются все права и обязанности гражданина на принадлежавшее ему имущество, которое переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием и законом. При этом в порядке наследования переходит только то имущество, которое принадлежало наследодателю на день смерти.
Принятие наследства осуществляется либо путем прямого волеизъявления, либо совершением наследником так называемых конклюдентных действий, т. е. действий, из содержания которых можно сделать вывод о намерении наследника принять наследство.
Согласно пункту 1 ст. 1153 ГК РФ наследник может подать заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу по месту открытия наследства. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. Заявление подается в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу положений ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. ¹ 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
Таким образом, если гражданину достается в наследство недвижимое имущество, то после получения соответствующего свидетельства о право на наследство ему необходимо обратиться в регистрирующий орган для проведения соответствующих регистрационных действий на объект недвижимости на основании упомянутого свидетельства о праве на наследство.
Зарегистрировать право собственности на жилое по¬мещение в порядке наследования можно любым из предложенных способов:

1. Обратиться в офис Росреестра или Кадастровой па¬латы (можно записаться на прием заранее на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Офисы и приемные», либо по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра 8 800-100-34-34).

2. Подать документы в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В Республике Хакасия государственные услуги Росреестра оказывают отделы МФЦ в г. Абакане, г. Абазе, г. Сорске, г. Саяногорске и с. Таштып.
3. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Росреестра или Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.
4. Подать заявление и необходимые документы, подписанные электронной подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги» (при этом возможность предоставления документов на данную услугу в электронном виде уточните на сайте Росреестра, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе).
При этом заявитель имеет возможность оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса» на сайте Росреестра независимо от того, каким способом поданы документы.

Для регистрации права собственности, приобретенного в порядке наследования, необходимо представить:
1. Заявление правообладателя или его представителя о государственной регистрации права. Если с заявлением обращается представитель правообладателя, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ.
2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
3. Свидетельство о праве на наследство (оригинал и копия).

4. Соглашение о разделе наследственного имущества (если соглашение совершено в простой письменной форме – оригинал не менее чем в 2-х экземплярах; если соглашение нотариально удостоверено – в 2 экземплярах, один из которых оригинал).
Для юридических лиц дополнительно потребуются учредительные документы (оригинал или копия, заверенная нотариусом или руководителем юридического лица), а также документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от его имени (оригинал или нотариально заверенные копии).

За государственную регистрацию права собственности взимается государственная пошлина:

- на жилое помещение в порядке наследования 1 000 руб. для физических лиц и 15 000 руб. для юридических лиц.
Если жилое помещение поступает в общую долевую собственность нескольких наследников, в связи с чем каждый из них обращается за государственной регистрацией принадлежащей ему доли в праве общей доле¬вой собственности, государственную пошлину в соответствующем размере уплачивает каждый наследник.
- на земельный участок в порядке наследования:
Для участков, предназначенных для ведения личного подсобного и дачного хозяйств, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, индивидуально¬го жилищного строительства - 200 руб. для физических лиц;
Для земель сельскохозяйственного назначения - 200 руб. для физических лиц и 200 руб. для юридических лиц;
Для доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - 50 руб. для физических лиц и 50 руб. для юридических лиц;
Для остальных земельных участков – 1 000 руб. для физических лиц и 15 000 руб. для юридических лиц;
Если земельный участок поступает в общую долевую собственность нескольких наследников, в связи с чем каждый из них обращается за государственной регистрацией принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности, государственную пошлину в соответствующем размере уплачивает каждый наследник.
Наталья Солодухина
Управление Росреестра по Республике Хакасия