Земельный надзор: Изъятии земель в случае их ненадлежащего использования

21 Апреля 2014
Для России, которая обладает значительным земельным земельно-ресурсным потенциалом, задача эффективного использования и охраны земельных ресурсов особенно значима.
Государственный контроль над использованием и охраной земель- одна из главных функций управления земельными ресурсами.
Основными принципами осуществления государственного земельного контроля являются обеспечение законности , приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений и неотвратимость наказания за совершенные нарушения земельного законодательства. Как показывает практика, осуществление государственного земельного контроля ориентирует собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли на рациональное использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение установленных законодательством требований. Привлечение правонарушителей к административной ответственности и устранение допущенных нарушений земельного законодательства позволяют восстановить нарушенные права законных владельцев земельных участков. Государственный земельный контроль осуществляется на основании ст. 71 Земельного кодекса РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. ¹ 689 «О Государственном земельном контроле». Согласно указанному порядку, контроль в отношении земельных участков осуществляется по двум направлениям : в отношении земли - как за природным объектом и как за объектом недвижимости. Специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственный земельный контроль в установленной сфере деятельности в настоящее время является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР).
С 6 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.06.2013 ¹ 123- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Указанным Федеральным законом уточнены основания принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также права аренды земельного участка. Кроме того? Федеральным законом изменен порядок изъятия земельного участка, представленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
В соответствии с новой редакцией статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования землей, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
порче земель;
невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства , в указанных целях в течении трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время , в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Земельного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 ¹ 821 утверждены Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению , казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании, а также определены федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, находящихся в федеральной собственности, ввиду их ненадлежащего использования.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Правила вступают в силу с 1 января 2014 года.
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком ,права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возможно при условии не устранения в установленный предписанием об устранении нарушения земельного законодательства срок выявленного нарушения, выразившегося в ненадлежащем использовании земельного участка.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность за неисполнение в установленный срок предписания органа государственной власти об устранении нарушения земельного законодательства.
Территориальным органам Росреестра надлежит направлять в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления , предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса , документы для инициирования процедуры принудительного изъятия земельного участка , предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения у землепользователей в случае привлечения лица , не исполнившего в установленный срок предписания об устранении нарушения, к административной ответственности ,предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП.
Пресс-служба Росреестра по Томской области
Управление Росреестра по Томской области